ЕДИНСТВО НАУКИ И РЕЛИГИИ

УЧЕНИЕ БАХАИ

 

 

«Религия и наука — два крыла, на которых взмывает в высоту человеческий разум и развивается человеческая душа». – Абдул-Баха

На протяжении всей истории человечества две основные системы познания определяли мышление — наука и религия. Они определяли деятельность человечества, объясняли окружающий мир, исследовали и развивали скрытые силы человека, выстраивали его нравственную и интеллектуальную жизнь.

Роль науки в современном мире невозможно переоценить. Однако если большинство людей по-прежнему будет рассматриваться только в качестве потребителей благ научно-технического прогресса, создаваемых без их участия, это будет и дальше усугублять пропасть между богатыми и бедными.

Современные науки – это мосты на пути к познанию истинной сущности творения. Революция в области средств передачи информации делает знания и образование доступными великому множеству людей во всем мире. Научно-технический прогресс, происходящий в этот необычайно благословенный век, приближает социальную эволюцию планеты, указывает пути решения практических проблем, стоящих перед человечеством, и предоставляет средства для управления сложной жизнью объединенного мира. Учение Бахаи говорит о том, что все жители Земли должны иметь равные возможности участия в научно-техническом развитии и право иметь доступ к благам, которые оно несет.

Религия и наука — две необходимые системы знаний, благодаря которым развивается потенциал сознания. Эти два основных способа познания действительности не только не противоречат друг другу, но и являются взаимозависимыми.

Задачи религии, хотя и отличаются по своему характеру от задач науки, являются не менее значительными. Для большинства людей знание о том, что по своей природе человек является духовным существом, есть истина. Неоспоримые достижения религии в области права, искусства и общественных отношений составляют содержание и смысл истории. Так или иначе, религия ежедневно влияет на жизнь большинства жителей Земли и, как показывают события современного мира, устремления, которые она пробуждает в людях, неугасимы и вечны. Благодаря религии люди учились развивать свои духовные качества, шли на великие жертвы ради общего блага, прощали, проявляли великодушие и доверие, продвигая вперед человеческую цивилизацию. В итоге создавались общественные институты, которые превращали эти нравственные ценности в общепринятые нормы жизни. Сегодня трудно привести пример какого-либо фундаментального достижения цивилизации, которое не черпало бы свою нравственную силу из неиссякаемого источника божественных знаний.

Общепризнанно, что во всех областях и на всех уровнях человеческой деятельности научные знания и умения, которые служат благу человечества, должны опираться на духовные ценности и нравственные принципы. Образование, которое позволит всем жителям Земли участвовать в производстве материальных ценностей, принесет пользу, если это участие будет наполнено духовным содержанием и осознанием того, что существование как личности, так и социальных институтов обретает смысл только через служение всему человечеству.

Религия и наука — две необходимые системы знаний, благодаря которым развивается потенциал такого сознания. Эти два основных способа познания действительности не только не противоречат друг другу, но и являются взаимозависимыми. Наибольшие плоды они приносили в те редкие, но счастливые моменты истории, когда признавалась их взаимодополняющая суть и они использовались вместе. Новые открытия и навыки, появляющиеся в результате научного прогресса, всегда должны соответствовать духовным и нравственным принципам, а с другой стороны, даже самые дорогие сердцу религиозные убеждения должны получать беспристрастную научную оценку.

«Знание есть один из дивных даров Божиих. Всем надлежит обретать его». – Бахаулла