ДОСТИЖЕНИЕ МИРА

УЧЕНИЕ БАХАИ

 

 

«Мир во всем мире не только возможен, но и неизбежен». – Абдул-Баха

«…Цель божественных учений — создать узы единства в человеческом мире и заложить основы любви и содружества среди рода человеческого». – Абдул-Баха

Великий Мир, к которому на протяжении столетий склоняют свои сердца люди доброй воли и образ которого создают поколения Пророков, поэтов и мыслителей, наконец-то находится в пределах досягаемости человечества. Этот мировой порядок может быть установлен только на основе неколебимой веры в единство человечества — духовной истины, подтверждаемой всеми гуманитарными науками. Антропология, физиология, психология признают только один род человеческий при всем его бесконечном разнообразии. Чтобы признать это, необходимо избавиться от всех предрассудков, делящих людей по расовой и классовой принадлежности, вероисповеданию, национальности, полу, степени развития материальной культуры, а именно: отречься от всего, что позволяет одному человеку считать себя выше другого.

На протяжении всей истории человечества агрессия и конфликты стали настолько характерны для социальных, экономических и религиозных систем, что для многих людей такое поведение кажется свойственным человеческой природе. Укоренение этой точки зрения приводит к противоречию, парализующему человеческие отношения. С одной стороны, люди всех стран мира провозглашают не только готовность, но и стремление к миру и согласию, с другой стороны, они соглашаются с мнением, что человеческие существа неисправимо эгоистичны и агрессивны, что делает их неспособными создать социальную систему, которая одновременно была бы прогрессивной и миролюбивой, динамичной и гармоничной, систему, которая предоставляла бы полную свободу для индивидуального творчества и инициативы и была бы основана на сотрудничестве и взаимопомощи.

…люди смогут привести в действие социальные силы, которые, находясь в полном согласии с человеческой природой, будут способствовать гармонии и сотрудничеству, а не войне и конфликтам.

Беспристрастный анализ фактов показывает, что такое поведение вовсе не отражает подлинную сущность человека, а является следствием извращения человеческого духа. Приняв это положение, все люди смогут привести в действие социальные силы, которые, находясь в полном согласии с человеческой природой, будут способствовать гармонии и сотрудничеству, а не войне и конфликтам.

Человека отличает от других форм жизни качество, известное под названием “человеческий дух”, а его существенной характеристикой является разум. Наделенный разумом дух позволил человечеству построить цивилизацию и добиться материального процветания. Однако сами по себе такие достижения никогда не удовлетворяли человека, таинственная природа которого склоняется к возвышенному, устремляется к невидимому миру, к высшей реальности, к той непознаваемой сути, которое мы называем Богом. Религии, подаренные человечеству плеядой духовных светил, установили первичную связь между людьми и высшей реальностью, вызвали к жизни и усовершенствовали способность человечества добиваться, наряду с социальным прогрессом, духовных побед.

Сегодня в эпоху, когда большинство насущных проблем, стоящих перед людьми, глобально по своей сути, нельзя как прежде рассматривать власть привилегией отдельных членов человеческой семьи и придерживаться устаревших представлений о силе. Вступление человечества в пору зрелости требует отказа от прежнего понимания и использования власти и силы. Человечество в состоянии это сделать, и доказательством служит тот факт, что, даже находясь под влиянием традиционных представлений, оно всегда задумывалось о силе иного рода, необходимой для осуществления его чаяний. История убедительно свидетельствует о том, что во все века, пусть и непостоянно и не всегда последовательно, люди любого происхождения использовали широко использовали свой творческий потенциал. Наиболее очевидный пример — сила самой истины, движущая сила перемен, связанных с величайшими достижениями в философской, религиозной, художественной и научной деятельности человечества. Сила духа — еще одно средство мобилизации огромных возможностей человека, как и сила примера, в которой нуждаются как отдельная личность, так и все общество. И пока не оценена по достоинству сила единства человечества, которая, по словам Бахауллы, «способна озарить всю Землю».

… когда большинство насущных проблем, стоящих перед людьми, глобально по своей сути, нельзя, как прежде, рассматривать власть как привилегию отдельных членов человеческой семьи и придерживаться устаревших представлений о силе.

Социальные институты только тогда смогут найти и использовать потенциальные ресурсы, скрытые в сознании народов мира, когда власть предержащие будут руководствоваться принципами, соответствующими новым, более широким интересам развивающегося невиданными темпами человечества. Эти принципы обязывают правителей снискать доверие, уважение и искреннюю поддержку тех, чьи действия они собираются направлять; откровенно и всесторонне обсуждать принимаемые решения с теми, чьи интересы при этом оказываются затронутыми; объективно оценивать подлинные нужды и устремления сообществ, которым они служат; наиболее полно использовать возможности общества и его членов в рамках научного и духовного прогресса. Приоритетный принцип действенной власти — это принцип создания и укрепления единства между членами общества и членами его административных институтов.

Согласно учению Бахауллы, признание единства человечества требует полной перестройки и демилитаризации всей человеческой цивилизации, требует мира, органически вплетенного во все существенные аспекты жизни, политического устройства, духовных устремлений, торговли и финансов, письменности и языка при сохранении всего разнообразия национальных особенностей.

Размышляя о смысле этого основополагающего принципа, Шоги Эффенди, Хранитель Веры Бахаи, писал в 1931 году: «Далекий от стремления подорвать существующие устои общества, Всемирный Закон Бахауллы стремится расширить его основу, преобразовать его институты в соответствии с нуждами постоянно изменяющегося мира. Этот принцип не противоречит законным чувствам верности и преданности. Он не ставит целью ни заглушение пламени здорового и разумного патриотизма в сердцах людей, ни упразднение системы национальной автономии, столь необходимой для предотвращения зол чрезмерной централизации. Он не игнорирует и не пытается подавить все разнообразие, обусловленное этническими корнями, климатом, историей, языком, традициями, мышлением и обычаями, которые отличают народы и страны мира. Он призывает к более широкой лояльности, к более высоким устремлениям, чем те, которые когда-либо вдохновляли человеческий род. Он требует подчинения национальных побуждений и интересов первостепенным требованиям объединенного мира. С одной стороны, он отвергает чрезмерную централизацию, а с другой — отрицает всякие попытки к установлению единообразия. Его лозунг — единство в разнообразии».

«Воистину, религия есть главное орудие установления порядка в мире и спокойствия среди народов его». – Бахаулла

«Возвысьтесь же в вашей добродетели, чтобы телу этого мира была ниспослана душа живая, и сберегите это нежное дитя — человечество — до поры его зрелости». – Абдул-Баха