Людська природа

«Воистину, Он направляет на Свою прямую Стезю всякого, кого пожелает. Сие есть Откровение, что придает силу слабым и возлагает венец богатства на чело нуждающихся».
Бахаулла


Двойственная природа человека

Человек пребывает на высшей ступени материальности и на начальной стадии духовности — иначе говоря, он есть конец несовершенств и начало совершенств. Он стоит у края тьмы и на пороге света; потому-то и считается, что человек пребывает на исходе ночи и в начале дня,— сие означает, что он есть итог всех степеней несовершенства и что в нем есть степени совершенства. В нем есть как животное начало, так и начало ангельское, и задача воспитателя — так развивать души человеческие, чтобы ангельское начало могло одолеть начало животное. И если божественная сила, то есть главное совершенство, побеждает сатанинскую силу, которая есть абсолютное несовершенство, то он становится превосходнейшим из творений; если же сатанинская сила побеждает божественную силу, то он становится самым низким из творений. Вот почему человек —это конечная ступень несовершенства и начальная ступень совершенства. Ни в каком другом из всех видов, существующих в мире, нет такого различия, контраста, противоречия и противостояния, как в виде, именуемом человек. Подобным же образом, просвещенность есть качество, данное человеку, но он может быть и невежествен; человек может быть правдивым, но может быть и лживым, заслуживающим доверия или вероломным, справедливым или несправедливым, и так далее. Одним словом, все совершенства и добродетели, а также и все пороки — качества, присущие человеку.1

Абдул-Баха

Некоторые полагают, что врожденное чувство достоинства удержит человека от дурных поступков и станет залогом его духовного и физического совершенства. Иными словами, личность, наделенная от природы умом, благородной решимостью и целеустремленностью, будет инстинктивно, не думая о возможном суровом наказании за дурные поступки или о щедром воздаянии за праведность, воздерживаться от того, чтобы причинить зло ближнему, и возжелает творить добро. Однако если мы поразмыслим над уроками истории, то станет очевидно, что это самое чувство чести и достоинства есть не что иное, как один из даров, исток которых — наставления Пророков Божиих.
…что проявление естественного чувства человеческого достоинства и чести — результат воспитания.2

Абдул-Баха

Говорят, что человек есть величайший представитель Бога, что он есть Книга Творения, ибо в нем явлены все таинства созданий. Если он приходит под сень Истинного Просветителя и получает должное наставление, он становится сущностью сущностей, светом света и духом духа; он становится средоточием божественных проявлений, источником духовных качеств, местом восхода небесных светил и чашей божественного вдохновения. Но если он лишен такого просвещения, он становится олицетворением сатанинских качеств, вместилищем животных пороков, источником всего темного.

Смысл миссии Пророков заключается в просвещении людей, дабы сей кусок угля мог обратиться в алмаз и дабы сие бесплодное дерево могло быть привито и принесло сладчайшие и нежнейшие плоды.4

Абдул-Баха

Человек наделен двумя силами, и его развитие идет в двух направлениях. Одна сила связана с материальным миром, и благодаря ей человек может развиваться в материальном мире. Другая сила — духовная, и благодаря ее развитию пробуждается его внутренняя, скрытая природа. Эти две силы подобны двум крыльям. Обе должны быть хорошо развиты, ибо невозможно летать с одним крылом. Хвала Богу! Материальное развитие мира очевидно, но необходимо, чтобы так же он продвигался и в духовном отношении. Мы должны непрерывно и неустанно стремиться к совершенствованию духовной природы человека и всеми силами способствовать развитию человечества, дабы оно обрело благородство своего истинного и предначертанного положения. Ибо тело человека временно, оно не имеет никакого значения. Неизбежно придет час его распада. Но дух человека — неотъемлемая сущность бытия, и поэтому он вечен. Сей дух — Божественный дар. В нем сияет Солнце Истины, и поэтому он более важен, чем физическое тело.6

Абдул-Баха

Сии святые Явления освобождают человеческий мир от присущих ему несовершенств, и благодаря Им люди обретают красоту небесных совершенств.7

Абдул-Баха
Когда человек позволяет духу через душу озарять себя пониманием, он постигает все Творение. Поскольку человек есть итог всего, что появилось раньше, и посему находится выше всех прежних достижений эволюции, он заключает в себе весь низший мир. Озаренный духом через душу, сияющий разум человека делает его венцом Творения.

Абдул-Баха

Человек — общественное существо

Если бы человек заботился лишь об одном себе, он был бы всего-навсего животным, ибо только животные столь эгоистичны. Приведите к водоему тысячу овец и заколите девятьсот девяносто девять из них — одна уцелевшая будет по-прежнему щипать траву, не думая о том, что случилось с остальными — ей все равно, заблудились ли они, погибли, или убиты. Следовательно, думать лишь о себе —свойство животного. Жить одному и действовать в одиночку для них естественно. Животные могут заботиться лишь о собственном благополучии. Однако человек создан, чтобы быть человеком — честным, справедливым, милосердным, добрым ко всем своим собратьям — и не желать благополучия для самого себя, пока ближние терпят нужду и лишения, ибо подобное желание свойственно животному, но отнюдь не человеку. Нет, человек должен быть готов к тому, чтобы претерпевать лишения, дабы окружающие могли наслаждаться богатством; он должен спокойно переносить горести, дабы другие люди обрели счастье и благоденствие. Вот какие качества присущи человеку. Вот что подобает человеку! А иначе он не человек — он хуже, чем животное.

Человек, который печется лишь о собственном благе и безразличен к другим, несомненно, стоит ниже животного, ибо животное лишено разума. Поведение животного простительно; человек же наделен разумом и способностью проявлять справедливость и милосердие. Обладая такими способностями, он не должен позволить пропасть им втуне. Человек, который настолько бессердечен, что печется лишь о собственном благе, недостоин называться человеком.11

Абдул-Баха

…Очевидно и несомненно, что хотя телом человек принадлежит миру природы, однако дух его обладает силой, превосходящей природу; ибо если бы он был просто частью природы и подчинялся только материальным законам, то он обладал бы лишь теми качествами, кои можно найти в мире природы. Бог даровал человеку особую силу — способность разумного исследования секретов творения, возможность обрести высшее знание, главный плод коего — научное просвещение.

Сие дарование — наиболее похвальное из возможностей человека, ибо с его помощью и совершенствуется человеческий род, становится возможным развитие людских добродетелей, раскрываются таинства Бога и проявляется Его Дух.12

Абдул-Баха

В Учении Бахауллы сказано и о свободе человека, о том, что с помощью высшей Силы человек должен отрешиться от мира природы; ибо пока человек в плену у природы, он не более чем дикое животное — ведь борьба за существование есть неизбежный закон природы. Борьба за существование есть первейший источник бедствий и величайшее несчастье для людей.13

Абдул-Баха