Погляд бахаї на історію людства

«Возвысьтесь же в вашей добродетели, чтобы телу этого мира была ниспослана душа живая, и сберегите это нежное дитя — человечество — до поры его зрелости»

Абдул-Баха

Религия Бога едина, но она нуждается в постоянном обновлении.

Избранное Абдул-Баха

Настала новая эпоха, мир обновляется

205.2.  Ныне настала новая эпоха, и мир сотворенный рождается заново. Человечество обрело новую жизнь. Осень миновала и пришла животворящая весна. Всякая вещь ныне обновляется. Возрождаются искусства и ремесла, совершенствуются науки, сделано множество открытий и изобретений; даже одежда и принадлежности людей – и даже оружие – все претерпело коренное изменение. Пересмотрены прежние законы и полномочия правительств. Обновление есть требование эпохи.

 

205.3.  И все эти перемены вызваны свежим притоком дивных благодеяний и милостей Господа Царствия Небесного, они – источник обновления мира. И потому благо в том, чтобы отбросить старый образ мышления и сознательно принять новые принципы, ибо в них – свет нашего времени и самый дух сей эпохи.

Избранное из Писаний Абдул-Баха

Человечество, по твердому убеждению каждого последователя Бахауллы, приближается сегодня к завершающей стадии тысячелетнего процесса, который привел его от коллективного младенчества к преддверию зрелости – стадии объединения  человечества. Подобно тому, как отдельный человек, который проходит через неспокойный, но многообещающий период юношества, в течение которого проявляются его скрытые силы и возможности, человечество в целом находится в середине переходного периода. Широко принятые практики и порядок действий, бережно охраняемое мировоззрение и привычки, устаревают один за другим, в то время, как начинают утверждаться требования зрелости.

В революционных изменениях, происходящих во всех сферах жизни, бахаи видят взаимодействие двух фундаментальных процессов. Один является разрушительным по своей природе, тогда как другой – объединяющим; но они оба, каждый по-своему, служат для того, чтобы провести человечество по пути, ведущему к достижению зрелости. Действия первого различимы повсюду: в непредсказуемых переменах традиционных институтов власти, невозможности лидеров всех уровней ответить на потребности общества, отказе от социальных и нравственных норм, в унынии и равнодушии, проявляемых не только отдельными людьми, но и целыми обществами, которые утратили жизненно важное понимание цели. Хотя и разрушительные по своему воздействию, силы разобщения уничтожают барьеры, препятствующие прогрессу человечества, открывая пространство для процесса объединения, открывающего новые возможности для взаимодействия и сотрудничества разнообразных народов.

Отказ от глубоко укоренившихся предрассудков и растущее чувство мирового гражданства являются знаками этого расширяющегося сознания. Для реализации принципа единства человечества, провозглашенного Бахауллой, требуется не только взаимодействие между народами и нациями. Для этого необходимо изменение взглядов на отношения, которые поддерживают общество.

Если сейчас человечество действительно вступает в пору зрелости, если все жители планеты составляют единый народ, если главенствующим принципом общественного устройства должна стать справедливость, тогда существующие представления — результат непонимания людьми этой новой действительности — должны быть пересмотрены. Со временем начавшееся движение в этом направлении приведет к новому пониманию сущности семьи, прав и обязанностей каждого из ее членов. Оно полностью изменит положение женщины на всех ступенях общества. Оно коренным образом изменит отношение людей к труду, приведя их к осознанию роли экономического фактора в их жизни. Оно повлечет за собой перемены в управлении обществом и в устройстве институтов, созданных для его осуществления, – перемены, которые будут иметь далеко идущие последствия. Оно обеспечит совершенствование деятельности многочисленных неправительственных организаций – существующих и вновь создающихся. Оно будет способствовать принятию надежных законов, которые послужат как делу защиты окружающей среды, так и интересам развития всех народов.

Бахаи, конечно же, индивидуально и коллективно прикладывают усилия, чтобы встать в один ряд с силами, ассоциируемыми с процессом объединения, который, как они уверены, будет продолжать набирать силу, независимо от того, насколько унылой может казаться ближайшая перспектива. О чем необходимо четко заявить, так это о том, что бахаи не верят в то, что описанная выше трансформация произойдет исключительно благодаря их собственным усилиям. Они также не пытаются создать какое-либо движение, которое будет стремиться навязать обществу их видение будущего. Каждая нация и каждая группа – более того, каждый человек, – в большей или меньшей степени внесет свой вклад в появление мировой цивилизации, к которой человечество необратимо движется. Единство будет достигаться прогрессивно, как предвещено Абдул-Баха, в различных областях общественной жизни, к примеру «единство в политической сфере», «единство мышления в мировых начинаниях», «единство рас» и «единство наций». Когда это осуществится, структуры политически объединенного мира, уважающие культурное многообразие и формирующие каналы для выражения достоинства и чести, постепенно обретут свои формы.

О Божественном Плане

Таковы непременные требования, предъявляемые к членам этой общины для ответственного выполнения их долга и обязанностей. Таковы требования, возможности и цели Плана, для выполнения которого необходим каждый гран энергии. Кто знает, что принесут оставшиеся несколько быстротекущих лет, чреватых событиями невообразимого масштаба, суровейшими испытаниями, каких еще не знало человечество, конфликтами еще более разрушительными, чем в прошлом. Как ни страшны опасности, они ни на миг не затмят сияние новорожденной Веры. Как ни сильны раздоры и хаос, им не затуманить ваш взор. Как ни мучительны беды, им не поколебать решимость. Как ни громка хула, ей не подточить преданность. Как бы сокрушительны ни были катаклизмы, они не собьют вас с пути. План, воплотивший чаяния ушедшего Господина, должен выполняться, выполняться строго, что бы ни выпало на их долю американских бахаи в будущем, какие бы преграды ни воздвигали кризисы, сотрясающие их страну и весь мир. Следует не только не ослаблять решимости, не забыввать о своей задаче, но и всегда помнить, невзирая на удары судьбы, что в периода потрясающих мир кризисов настойчивость в выполнении Богом опреленной миссии, приносящей свои плоды, сама по себе дело рук Провидения, промысел непостижимой Мудрости и цель вседовлеющей Воли, Воли, которая непостижимым образом правит и судьбами Веры, и судьбами людей. Подъем и падение, рост и распад, порядок и хаос, находящиеся в постоянном взаимодействии – лишь часть высочайшего Плана, единого и неделимого, источником которого является Бог, автором – Бахаулла, театром, сценой которого, где разыгрывается действие служит вся планета; конечной же целью всего плана являются единство и благоденствие человечества .

Шоги Эффенди, Обретение Божественной Справедливости

Взросление человечества_цель Веры Бахаи привести человечество к Золотому Веку

Цель Бога

 

Нет у Бога иной цели, кроме одной – только Ему ведомыми путями привести исстрадавшееся, изначально разобщенное человечество к Великому Золотому Веку. Мрачно не только наше нынешнее состояние, удручающе мрачно и наше ближайшее будущее. Отдаленное же будущее сияет в лучах славы – но смертное око не в силах узреть сияние это.

“Увы, ветры отчаяния веют отовсюду, – пишет Бахаулла, имея в виду ближайшую судьбу человечества, – и смута, что разделяет и сотрясает род людской, усиливается каждый день. Ныне очевидны признаки неизбежных содроганий и хаоса, ибо господствующий строй оказался плачевно несовершенным”. В другой связи Он говорит: “Таковой будет участь его, что раскрывать ее сейчас неуместно и не нужно”. Вместе с тем в Своей незабываемой беседе с востоковедом-иранистом Эдвардом Дж. Брауном Бахаулла, рисуя будущее человечества, произнес такие пророческие слова: “Эти разрушительные войны уйдут в прошлое и наступит “Величайший мир”… Борьба, кровопролитие, раздоры прекратятся, и люди заживут как один народ, как одна семья”. “Скоро закатится порядок нынешнего дня, – предсказывает Он, – и новый заступит на его место”. “Через какое-то время все формы правления изменятся. Насилие станет править миром. Но вслед за всеобщей смутой над горизонтом невиданного царства поднимется солнце справедливости”. “Вся земля сейчас в ожидании, – говорит Он. – Близится день, когда увидит она лучшие свои плоды, когда взрастут на ней благороднейшие древа, украсят ее прекраснейшие цветы, осенят небесные благословения”. “… Все нации и племена… – писал Абдул-Баха, – станут единым народом. Противостояние сект и религий, вражда между расами и народами – все это уйдет в прошлое. Люди примут одну религию, обретут общую веру, сольются в одну расу и станут единым народом. Все будут жить в одном отечестве, которым является сама наша планета”. То, что мы наблюдаем в наши дни, в эпоху “глубочайшего во всей истории цивилизации кризиса”, заставляет нас вспомнить о тех временах, когда “религии умирали и возрождались вновь”, – это трудности роста человечества, которое в ходе медленной и мучительной эволюции своей переживает период отрочества и одновременно готовится вступить в пору зрелости и возмужания, предсказанную Бахауллой и запечатленную в Его Учении. И все тяготы нашего переходного времени – это всего лишь болезни горячей, безрассудной юности, которой свойственны расточительность, самонадеянность, гордыня, непокорность и презрение к порядку.

Шоги Эффенди, настал день обетованный


«Верьте – скоро преобразится мир сей, лик земной станет восхитительным Раем и утвердятся среди человеков незыблемые и непреходящие Законы».

Абдул-Баха

Цель всех Боговдохновенных религий установление мира и согласия. То что последователи религиозных Учений проявляют нетерпимость друг к является признаком из невежества. Чем просвещеннее человек, тем ему яснее, что любая Боговдохновенная религия есть средство к достижению всеобщего мира и единения между народами. В основу всех религий положена сия истина, единая и неделимая.

 

Выбор такого пути означает не отрицание, а осознание истории человечества. Вера Бахаи рассматривает смятение в современном мире и бедственное положение дел человеческих как естественную стадию органичного процесса, который в конечном счете ведет к неотвратимому объединению человеческого рода в социальную систему, границами которой станут границы планеты. Род человеческий, как организм особого склада, прошел через эволюционные стадии, подобные младенчеству и детству в жизни человека, и находится сейчас в кульминационной стадии мятежной юности, приближаясь к долгожданной поре зрелости.

Отчаяние и раздоры все больше разделяют человечество. Агрессия и конфликты стали настолько характерны для наших социальных, экономических и религиозных систем, что многие считают такое поведение присущим человеческой природе и, следовательно, неискоренимым.

Несовершенство господствующего в мире порядка проявляется в неспособности суверенных государств, входящих в Организацию Объединенных Наций, остановить войну и предотвратить угрозу экономического и политического кризиса.
Хотя люди во всем мире стремятся к миру и гармонии, стремятся покончить со страхами повседневной жизни, в то же время они принимают точку зрению, что человек эгоистичен, агрессивен и не способен создать социальную систему, , которая одновременно была бы прогрессивной и миролюбивой, динамичной и гармоничной, систему, которая предоставляла бы полную свободу для индивидуального творчества и инициативы, но была бы основана на сотрудничестве и взаимопомощи.

Бахаи верят, что все эти противоречия, мешающие достижения мира вовсе не отражает подлинную сущность человека, а является следствием извращения человеческого духа. Приняв это положение, все люди смогут привести в действие конструктивные социальные силы, которые, находясь в полном согласии с человеческой природой, будут способствовать гармонии и сотрудничеству, а не войне и конфликтам.
Всемирный Дом Справедливости, Обещание мира во всем мире

Объединятся правительства против государства – агрессора. Но не только правительства, а весь род человеческий объединиться для того, чтобы уничтожить такое правительство.
С войной невозможно покончить простыми подписаниями договоров. Идея коллективной безопасности, основанной только на политических соглашениях, навсегда останется химерой.
Мир рождается из внутреннего состояния, поддерживаемого духовной или моральной позицией, в которой заключена возможность прочного решения вопросов, связанных с достижением мира во всем мире.
Всемирный Дом Справедливости Обещание мира во всем мире

Для установления мира необходимо единство сознания. Это создаст прочную основу мира.
Когда единство человечества получит прочное обоснование, тогда исчезнут конфликты и войны.
«Мир во всем мире не только возможен, но и неизбежен».
Всемирный Дом Справедливости
Перед всеми обитателями Земли стоит выбор: будет ли мир достигнут лишь после немыслимых ужасов, низвергнутых на человечество из-за его упрямой приверженности старым стереотипам поведения, или он воцарится сегодня как следствие акта взаимного согласия.
“Возвысьтесь же в вашей добродетели, чтобы телу этого мира была ниспослана душа живая, и сберегите это нежное дитя – человечество – до поры его зрелости”
«Война разрушает основы человечности. Между тем как мир обеспечивает благоденствие человечества».
Мысль мира, Абдул-Баха
Любая общественная структура, даже если она является инструментом высшего блага, способна на злоупотребление. Будет ли она служить во благо или неправильно употреблена зависит от изменяющихся степеней просвещенности, способностей, верности, честности, самоотверженности и силы воображения тех, кто руководит общественным мнением

живость духа, интуиция и духовные свойства любви и служения, в коих сильна женщина, приобретают все большее влияние.
, новое столетие будет менее мужским, оно будет более пронизано женским началом, или, точнее, это будет столетие, в котором мужские и женские
элементы культуры будут лучше уравновешивать друг друга.
Женщины должны быть прогрессивно настроены, они должны расширять свои знания в области науки, литературы и истории для совершенствования человечества.
Когда женщины широко и равноправно будут формировать отношения в мире, коль скоро они с их способностями вступят уверенно на правовую и политическую арену, то и война прекратит свое существование.

“Сейчас не существует большей славы для человека, чем служение делу “Величайшего мира”. Мир есть свет, в то время как война есть тьма. Мир есть жизнь, а война есть смерть…
Абдул-Баха
«Мы предписали всему человечеству установить Величайший Мир — самое верное из всех средств для защиты народов».
Бахаулла
Если бы человечество прислушалось бы к Учению Бахауллы и начало бы выполнять Его предписания, то борьба интересов и споры уладились и решились бы для всех государств и наций наиболее справедливым образом. Все возникающие трудности были бы устранены. Тогда все пять континентов станут одной страной, разные народы станут одним народом, вся поверхность земли станет единым отечеством, а род человеческий – одной семьей. Связи между странами, их контакты, согласие и дружба между народами настолько укрепятся, что все человечество станет одной семьей и одним родом. Воссияет свет небесной любви и исчезнет тьма ненависти и вражды.
И мир наполнится наукой, знанием, тайнами бытия и познанием Божественных Знаний.

Религия должна объединять все сердца и способствовать росту духовности, прекращению войн и конфликтов на земле, неся каждому сердцу свет и жизнь.
религия, не ведущая к любви и единству, – это не религия.

Бахаулла учит не смотреть ни на кого глазами врага, а смотреть глазами дружбы.
Это поможет объединению мира.
Шаги установления мира во всем мире, которые предрекал Абдул-Баха – единство в политической сфере; единство мышления в мировом масштабе; единство в свободе; единство религий; единство наций; единство рас; единство языка.

Не считайте мир во всем мире недосягаемым идеалом!
Абдул-Баха, Мысль мира
Если приходит мысль о войне ей необходимо противопоставить мысль о мире.
Бахаулла предрекал установление всеобщего мира, для установления которого необходимо следующее – самостоятельное исследование действительности. Предрассудки любых видов — расовые, классовые, по религиозной, национальной и половой принадлежности, по уровню материального развития — служат источником распрей. Истинная религия должна находиться в гармонии с наукой и разумом, равноправие мужчины и женщины, о всеобщем образовании, о принятии всеобщего языка и о необходимости духовных поисков в решении экономических проблем, в основе всех дел человеческих должна быть справедливость.
Человечество должно освободиться из плена мира природы. Оно было создано, чтобы продвигать вперед вечно развивающуюся цивилизацию. Однако цивилизация имеет два аспекта — духовный и материальный; пока они не будут объединены, человечество не станет счастливым.

 

 

 

 

…Община бахаи убеждена, что человечество, пройдя ранние стадии социальной эволюции, стоит на пороге своей коллективной зрелости; ее вера в единство человечества, признак возраста зрелости, предполагает изменение самой структуры общества; ее преданность процессу научения, который, оживленный этим видением, исследует функционирование нового набора отношений между индивидом, общиной и институтами общества, тремя поборниками продвижения цивилизации; ее уверенность, что пересмотренная концепция силы, свободная от понятия доминирования с сопутствующими идеями о столкновении, распрях, разделении и превосходстве, лежит в основе желаемого набора отношений; ее приверженность к видению мира, который, получая пользу от богатого разнообразия культур человечества, не терпит и следа разъединения – все это составляет важные элементы концептуальных рамок, которые формируют подход бахаи к политике, описанный ниже.
Бахаи не стремятся к политической власти. Они не занимают политические посты в своем правительстве, какой бы ни была каждая конкретная система, хотя они могут занимать чисто административные по своей сути должности. Они не примыкают к политическим партиям, не ввязываются в партийные дела и не участвуют в программах, связанных с сеящим раздор замыслом какой-либо группы или фракции. В то же время, бахаи уважают тех, кто из искренних побуждений служить своим странам, выбирает следовать политическим устремлениям или участвовать в политической деятельности. Подход о невовлечении в подобную деятельность, принятый общиной бахаи, не имеет в своем намерении утверждение, выражающее фундаментальное неприятие политики в ее истином значении; несомненно, человечество организует себя через политическую деятельность. Бахаи могут голосовать на гражданских выборах, но только если это не требует их идентификации с какой-либо политической партией. В этой связи, они рассматривают правительство как систему, обеспечивающую благосостояние и планомерный прогресс общества, и они принимают на себя обязательства, все и каждый в отдельности, следовать законам страны, в которой они проживают, если не нарушаются их внутренние религиозные убеждения. Бахаи не будут участвовать в каком-либо подстрекательстве по свержению правительства. Не будут они вмешиваться и в политические отношения между правительствами разных стран. Это не означает, что они пребывают в невежестве о политических процессах, происходящих сегодня в мире, и не проводят различия между справедливым и тираническим правлением. Правители Земли наделены священными обязанностями, которые они должны реализовать в отношении людей своей страны, которые должны рассматриваться как важнейшее достояние любой нации. Где бы они не проживали, бахаи прилагают усилия по соблюдению стандартов справедливости, реагируя на неравенство, направленное на них самих или других, но только через доступные им законные способы, избегая всех форм ярого протеста. Более того, ни при каких обстоятельствах, любовь к человечеству, живущая в их сердцах, не идет в разрез с чувством ответственности использовать свою энергию на служение своим странам.

Справедливый и мудрый правитель

Внемлите, о сообщество правителей земли! Нет на свете силы, что в торжествующей мощи своей сравнилась бы с силой справедливости и мудрости… Благословен царь, что шествует со стягом мудрости, развернутым пред ним и воинством справедливости, что сплотилось позади него. Воистину, он есть венец на челе согласия и украшение на лике безопасности. Вне всяких сомнений, когда бы Дневное Светило справедливости, закрытое ныне тучами тиранства, излило свет свой на людей, лицо земли совершенно преобразилось бы.

Избранное из Писаний Бахауллы