Обещание мира во всем мире
ВСЕМИРНЫЙ ДОМ СПРАВЕДЛИВОСТИ
Обращение к народам мира
1. Величайший Мир, к которому на протяжении столетий склоняют свои сердца люди доброй воли, образ которого создавали бесчисленные поколения пророков и поэтов и который испокон веков предвещали священные писания человечества, наконец-то превратился для всех народов в реальную возможность. Впервые в истории каждый из нас получил возможность обозреть в единой перспективе всю планету с миллиардами населяющих её, столь отличающихся друг от друга, людей. Мир во всём мире не только возможен, но и неизбежен. Это — следующая стадия эволюции планеты, названная одним из великих мыслителей «планетизацией человечества».
2. Перед всеми обитателями Земли стоит выбор: будет ли мир достигнут лишь после немыслимых ужасов, низвергнутых на человечество из-за его упрямой приверженности старым стереотипам поведения, или он воцарится сегодня как следствие акта взаимного согласия. В этот критический момент, когда трудноразрешимые проблемы, стоящие перед человечеством, сливаются в общую заботу о судьбах мира, было бы безответственным не остановить волну конфликтов и беспорядков.
3. К благоприятным факторам следует отнести непрерывно нарастающую мощь движения к мировому порядку, начатого на заре нашего века созданием Лиги Наций и продолженного более всеобъемлющей Организацией Объединённых Наций; достижение независимости большинством народов на Земле после Второй мировой войны, свидетельствующее о завершении процесса государственного строительства, и участие этих молодых государств, наряду со старшими их собратьями, в решении вопросов, представляющих взаимный интерес; последовавшее за этим резкое увеличение масштабов сотрудничества ранее изолированных и антагонистических народов и групп в международных начинаниях, направленных на развитие науки, образования, права, экономики и культуры; появление за последние десятилетия беспрецедентного количества международных гуманитарных организаций; расцвет женских и молодёжных движений, участники которых призывают покончить с войной; и всё более распространяющаяся стихийная сеть простых людей, добивающихся взаимопонимания посредством личных контактов.
4. Научно-технический прогресс, набирающий силу в этот необычайно благословенный век, предвещает крупный скачок в социальной эволюции планеты и указывает пути возможного решения практических проблем, стоящих перед человечеством. По существу, он предоставляет средства для управления сложной жизнью объединённого мира. И всё же барьеры продолжают существовать. Сомнения, неверные представления, предрассудки, подозрительность и заскорузлое своекорыстие мешают установлению нормальных взаимоотношений между народами и государствами. Глубокое чувство духовного и морального долга побуждает нас в этот подходящий момент привлечь Ваше внимание к проницательным мыслям, которые более столетия назад впервые высказал правителям мира Бахаулла, основатель Веры бахаи, доверенными лицами которой мы являемся.
5. Бахаулла писал: «Увы, ветры отчаяния дуют отовсюду и вражда, что разделяет и сотрясает весь род людской, усиливается с каждым днём. Уже можно различить признаки надвигающихся потрясений и хаоса, ибо нынешний строй плачевно несовершенен». Опыт человечества в полной мере подтвердил это пророческое суждение. Несовершенство господствующего в мире порядка проявляется в неспособности суверенных государств, входящих в Организацию Объединённых Наций, изгнать призрак войны, предотвратить угрозу крушения мировой экономики, распространение анархии и терроризма, жестокие страдания, причиняемые этими и другими бедами миллионам и миллионам людей. Воистину, агрессия и конфликты стали настолько характерны для наших социальных, экономических и религиозных систем, что многие считают такое поведение изначально присущим человеческой природе,— и, следовательно, неискоренимым. Широкое распространение этой точки зрения приводит к противоречию, парализующему человеческие отношения. С одной стороны, люди всех стран мира провозглашают не только готовность, но и стремление к гармонии, стремление покончить со страхами, терзающими их в повседневной жизни. С другой стороны, они, без особых рассуждений, соглашаются с мнением, что человеческие существа неисправимо эгоистичны и агрессивны и, следовательно, неспособны создать социальную систему, которая одновременно была бы прогрессивной и миролюбивой, динамичной и гармоничной, систему, которая предоставляла бы полную свободу для индивидуального творчества и инициативы, но была бы основана на сотрудничестве и взаимопомощи.
6. По мере того, как потребность в мире становится всё более настоятельной, это коренное противоречие, мешающее достижению мира, делает всё более необходимой переоценку предпосылок, лежащих в основе широко распространённых представлений о трудной исторической судьбе человечества. Беспристрастный анализ фактов показывает, что такое поведение вовсе не отражает подлинную сущность человека, а является следствием извращения человеческого духа. Приняв это положение, все люди смогут привести в действие конструктивные социальные силы, которые, находясь в полном согласии с человеческой природой, будут способствовать гармонии и сотрудничеству, а не войне и конфликтам.
7. Выбор такого пути означает не отрицание, а осознание истории человечества. Вера Бахаи рассматривает смятение в современном мире и бедственное положение дел человеческих, как естественную стадию органичного процесса, который в конечном счёте ведёт, к неотвратимому объединению человеческого рода в социальную систему, границами которой станут границы планеты. Род человеческий, как организм особого склада, прошёл через эволюционные стадии, подобные младенчеству и детству в жизни человека, и находится сейчас в кульминационной стадии мятежной юности, приближаясь к долгожданной поре зрелости.
8. Искреннее признание того факта, что предрассудки, война и эксплуатация отражают незрелые стадии обширного исторического процесса и, что человеческий род испытывает ныне неизбежное смятение, отражающее его коллективное возмужание, является не поводом для отчаяния, а необходимым условием начала колоссальной работы, направленной на построение миролюбивого мира. Основные мотивы темы, которую мы предлагаем вашему вниманию, состоят в том, что такая работа возможна, что необходимые для этого конструктивные силы существуют, что объединяющие человечество социальные структуры могут быть построены.
9. Несмотря на то, что грядущие годы могут принести новые страдания и беспорядок, а ближайшие перспективы неблагоприятны, община бахаи убеждена, что человечество встретит это высшее испытание с верой в благополучный исход. Конвульсивные перемены, к которым всё быстрее и быстрее движется человечество, отнюдь не знаменуют конец цивилизации. Напротив, они послужат высвобождению скрытых возможностей человека, выявлению полной меры его назначения на Земле, внутренней красоты его сущности».
I
I.1. Дарования, отличающие род человеческий от всех других форм жизни, складываются в нечто, известное под названием человеческого духа, существенной частью которого является разум. Эти дарования позволили человечеству построить цивилизации и добиться материального процветания. Однако сами по себе такие достижения никогда не удовлетворяли человеческий дух, таинственная природа которого склоняется к возвышенному, устремляется к невидимому миру, к высшей действительности, к тому непознаваемому существу, которое мы называем Богом. Религии, подаренные человечеству плеядой духовных светил, раскрыли фундаментальную связь между людьми и высшей реальностью, вызвали к жизни и усовершенствовали способность человечества добиваться, наряду с социальным прогрессом, также и духовных побед.
I.2. Никакая серьёзная попытка поправить дела человеческие и достигнуть мира во всём мире не может игнорировать роль религии. Восприятие и исповедование религии человеком составляет суть истории. Один выдающийся историк определил религию как «дарование человеческой природы». Трудно отрицать, что извращение этого дарования в значительной степени способствовало смятению в обществе и конфликтам между людьми и в них самих. Но объективный наблюдатель не может сбрасывать со счетов и доминирующее влияние религии на жизненно важные проявления цивилизации. Больше того, незаменимость религии как фактора социального порядка, многократно продемонстрирована её прямым воздействием на право и мораль.
I.3. Размышляя о религии, как о социальной силе, Бахаулла говорил: «Религия является величайшим из всех средств установления порядка в мире и мирного удовлетворения всех его обитателей». В отношении упадка и искажения религии, он писал: «Если погаснет светильник религии, настанет хаос и смятение, перестанет сиять свет честности, справедливости, покоя и мира». Перечисляя такого рода последствия, писания Бахаи подчёркивают, что «извращение человеческой природы, падение норм человеческого поведения, искажение и ликвидация человеческих установлений проявляются в этих условиях с наихудших и отвратительнейших сторон. Человеческий характер портится, доверие подрывается, тетива дисциплины слабеет, голос человеческой совести умолкает, чувства приличия и стыда притупляются, понятия долга, солидарности, взаимопомощи и верности искажаются и самое ощущение покоя, радости и надежды постепенно угасает».
I.4. Раз уж человечество докатилось до парализующего конфликта, оно должно оглянуться на себя, на собственную нерадивость, на голоса сирен, к которым оно прислушивалось, на источник смятения и ошибок, совершённых во имя религии. Те, кто слепо и эгоистично придерживались своих ортодоксальных догм, навязывали следовавшим за ними противоречивые и неверные толкования слов пророков Господа, несут тяжкую ответственность за это смятение, созданное искусственными барьерами, воздвигнутыми между верой и разумом, между наукой и религией. Ибо объективное изучение подлинных высказываний основателей великих религий и социальных сред, в которых они вынуждены были выполнять свою миссию, не даёт никаких оснований для предрассудков и раздоров, раздирающих религиозные общины человечества и, следовательно, причиняющих ущерб делам человеческим.
I.5. Учение о том, что мы должны относиться к людям так, как нам хотелось бы, чтобы они относились к нам, в разных вариантах повторяется во всех великих религиях. Этот закон этики подтверждает вышесказанное в двух отношениях. Во-первых, он обобщает моральные и миролюбивые принципы этих религий независимо от места и времени их зарождения. Во-вторых, он олицетворяет единство религий – достоинство, которое человечество с его разобщёнными взглядами на историю не сумело оценить.
I.6. Если бы человечество распознало подлинную сущность воспитателей своего коллективного детства, как деятелей цивилизующего процесса, оно несомненно извлекло бы гораздо больше пользы из суммарных итогов их последовательных миссий. Этого, увы, человечество не сумело сделать.
I.7. Возрождение во многих странах фанатичного религиозного рвения нельзя рассматривать иначе, как предсмертные конвульсии. Сама природа насильственных и разрушительных явлений, связанных с таким рвением, свидетельствует о представляемом им духовном банкротстве. Действительно, одна из наиболее странных и печальных особенностей нынешней вспышки религиозного фанатизма заключается в том, что она существенно подрывает не только духовные ценности, способствующие объединению человечества, но и неповторимые моральные победы той религии, которой, якобы, служат фанатики.
I.8. Несмотря на жизненно важную роль религии в истории человечества и драматизм нынешнего возрождения воинствующего религиозного фанатизма, возрастающее количество людей на протяжении ряда десятилетий считало, что религия и её институты не имеют прямого отношения к главным проблемам современного мира. Вместо религии они обратились к гедонистической погоне за материальными благами или надуманным идеологиям, созданным для спасения общества от мучащих его очевидных зол. К сожалению, большинство таких идеологий, вместо того, чтобы воспринять принцип единства человечества и способствовать согласию между народами, стремилось обожествить государство, подчинить всё человечество одной нации, расе или классу, подавить свободную дискуссию и обмен идеями, — или бросало миллионы голодающих на произвол рыночной системы, которая усугубляет плачевное состояние большинства человечества, позволяя небольшой его части жить в роскоши, о которой едва ли могли мечтать наши предки.
I.9. Сколь трагичны плоды суррогатов веры, сотворённых «мудрецами» нашего века! В массовом разочаровании целых народов, приученных молиться у их алтарей, можно прочесть бесповоротный приговор истории проповедуемым ими ценностям. Эти доктрины после десятилетий неограниченной власти тех, кто был обязан им своим восхождением на вершины дел человеческих, породили социальные и экономические недуги, которые в завершающие годы XX века поразили все регионы нашего мира. В основе всех этих внешних бедствий лежит духовный ущерб, который нашёл отражение в апатии, охватившей массы людей во всех странах, и в угасании надежды в сердцах миллионов обездоленных и страждущих.
I.10. Настало время, когда проповедники догм материализма и на Востоке и на Западе, в странах и капитализма, и социализма должны дать отчёт о моральном руководстве, которое они, якобы, осуществляют. Где «новый мир», обещанный их идеологиями? Где международный мир, верности идеалам которого они клялись? Где прорывы к новым культурным свершениям, обусловленными возвышением той или иной расы, того или иного народа, того или иного класса? Почему подавляющее большинство человечества всё глубже погружается в пучину голода и нищеты, в то время как нынешние вершители дел человеческих владеют богатствами, которые и не снились фараонам, римским императорам и даже империалистическим магнатам XIX века?
I.11. Именно в прославлении погони за материальными благами, порождающей и характеризующей все такие идеологии, мы находим корни, питающие ложное утверждение о том, что человеческие существа неисправимо своекорыстны и агрессивны. Именно здесь необходимо расчистить место для строительства нового мира, достойного наших потомков.
I.12. Опыт показал, что материалистические идеалы не удовлетворяют потребностям человечества. В свете этого следует признать необходимость новой попытки найти ответы на мучительные вопросы, стоящие перед людьми планеты. Невыносимые условия жизни, сложившиеся в обществе, красноречиво свидетельствуют о всеобщем поражении. Тем не менее, каждая из противостоящих сторон укрепляется в своём мировоззрении вместо того, чтобы отказаться от него. Совершенно очевидно, что должна быть предпринята попытка найти универсальное лекарство. Это, прежде всего, вопрос позиции. Будет ли человечество, упорствуя в своих заблуждениях, придерживаться изживших себя принципов и недееспособных гипотез? Или его лидеры, независимо от идеологии, решатся наконец объединить свои усилия в совместном поиске приемлемых решений?
I.13. Тем, кому дорого будущее рода человеческого, стоит поразмыслить над этим советом: «Если некие почитаемые с давних пор идеалы и освящённые временем установления, некоторые социальные гипотезы и религиозные формулы перестали способствовать благоденствию всего населения планеты, если они больше не служат потребностям непрерывно развивающегося человечества, их следует отвергнуть и отправить в архив устаревших и забытых доктрин. Почему в мире, подчинённом непреложному закону изменения и разложения, не подлежат они износу, которому неизбежно подвергаются все человеческие установления? Ибо правовые нормы, политические и экономические теории предназначены лишь для охраны интересов всего человечества, и не следует приносить его в жертву ради сохранения неприкосновенности тех или иных законов или доктрин».
II
II.1. Запрещение ядерного, химического и бактериологического оружия не устранит коренные причины войны. Разумеется, эти практические меры чрезвычайно важны как элементы процесса достижения мира, но сами по себе они слишком поверхностны и не могут оказать решающего воздействия. Люди достаточно изобретательны для того, чтобы создать новые виды вооружения и использовать продовольствие, сырьё, финансы, индустриальную мощь, идеологию и терроризм как средства нескончаемой борьбы за власть и превосходство. Равным образом, невозможно навести порядок между нациями в нынешнем хаосе дел человеческих простым улаживанием отдельных разногласий и конфликтов. Необходим подлинно универсальный план.
II.2. Безусловно, руководители отдельных стран признают всемирный характер проблемы, с которой они ежедневно сталкиваются. К тому же, имеются многочисленные исследования и предложения озабоченных состоянием дел и хорошо осведомлённых групп, а также учреждений ООН, исключающие элемент неведения относительно настоятельных нужд и потребностей человечества. Наблюдается, однако, паралич воли. Именно это требует внимательного изучения и решительных действий. Как мы уже указывали выше, этот паралич проистекает из глубоко укоренившейся убеждённости в неизбывной конфликтности человечества, что приводит к нежеланию рассматривать возможности подчинения своекорыстных национальных интересов требованиям мирового порядка и мужественно встречать все далеко идущие последствия установления объединённого всемирного полномочного органа. Он связан также с неспособностью угнетённых и необразованных масс выразить своё стремление к новому порядку, при котором они могли бы жить в мире, гармонии и благоденствии вместе со всем человечеством.
II.3. Вселяют надежду предварительные шаги в направлении мирового порядка, особенно те из них, которые были предприняты после Второй мировой войны. Группы отдельных стран официально оформляют свои взаимоотношения, что позволяет им налаживать сотрудничество по вопросам, представляющим взаимный интерес. Это неизменно усиливающаяся тенденция свидетельствует о том, что, в конечном счёте, все страны сумеют преодолеть сковывающий их паралич. Ассоциация Стран Юго-Восточной Азии, Сообщество и Общий Рынок Стран Карибского Бассейна, Общий Рынок Стран Центральной Америки, Совет Экономической Взаимопомощи, Европейское Сообщество, Лига Арабских Стран, Организация Африканского Единства, Организация Американских Государств, Форум Стран Южной Части Тихого Океана — все эти совместные организации прокладывают путь к мировому порядку.
II.4. Обнадёживает также усиливающееся внимание к некоторым из самых закоренелых проблем планеты. Несмотря на очевидные несовершенства ООН, более сорока принятых ею деклараций и конвенций вселяют новые надежды в сердца простых людей даже в тех случаях, когда правительства встречали их без особого энтузиазма. Всеобщая декларация прав человека, Конвенция по предотвращениию и наказанию преступлений геноцида, а также другие меры, направленные на устранение всех форм дискриминации по расовым, половым и религиозным признакам, защиту прав ребёнка, всеобщее запрещение пыток, борьбу с голодом и недоеданием, использование научно-технического прогресса в интересах мира и на пользу всему человечеству, если все эти меры будут осуществлены и расширены с необходимой для этого решимостью и отвагой, приблизят тот день, когда призрак войны перестанет вершить международные дела. Нет нужды особо останавливаться на важности вопросов, затронутых в этих декларациях и конвенциях. Однако, некоторые из них требуют пояснения в связи с их непосредственным значением для достижения мира во всём мире.
II.5. Расизм, одно из самых ядовитых и отвратительных зол, является серьёзнейшей преградой на пути к миру. Расизм и его проявления, столь оскорбительные для человеческого достоинства, не могут быть оправданы ни под каким предлогом. Расизм тормозит развитие безграничных возможностей своих жертв, морально разлагает самих расистов и сдерживает прогресс человечества. Чтобы покончить с этим злом, необходимо глобально признать и поддержать единство человечества и осуществить его при помощи соответствующих законодательных мер.
II.6. Колоссальный разрыв между богатыми и бедными причиняет людям жестокие страдания и держит мир в состоянии крайней неустойчивости, фактически на грани войны. Немногие общества сумели справиться с этой ситуацией. Чтобы решить эту проблему, требуется комбинированный подход, учитывающий духовные, моральные и практические её аспекты. Необходим свежий взгляд на проблему, предусматривающий консультации с широким кругом специалистов без экономической или идеологической полемики и участие людей, непосредственно заинтересованных в срочном решении ряда назревших вопросов. Речь идёт не только о необходимости устранения крайностей богатства и нищеты, но и о духовных истинах, понимание которых способствовало бы новому универсальному подходу к делам планеты. Поощрение такого подхода, само по себе, составило бы существенную часть решения.
II.7. Необузданный национализм, не имеющий ничего общего со здоровым и вполне закономерным патриотизмом, должен уступить дорогу чувству принадлежности и любви ко всему человечеству. Бахаулла утверждает: «Земля – единая страна, а все люди – её граждане». Концепция мирового гражданства непосредственно вытекает из слияния мира в единое сообщество вследствие научных достижений и неоспоримой взаимозависимости стран. Любовь ко всем народам мира вовсе не исключает любовь к собственной стране. Благо каждой части мирового сообщества обеспечивается наилучшим образом благом целого. Необходимо существенно активизировать международные мероприятия в самых различных областях, которые будут воспитывать в людях чувства взаимного уважения, привязанности и солидарности.
II.8. На всём протяжении истории человечества религиозные распри служили причиной бесчисленных войн и конфликтов, сдерживали прогресс и теперь всё больше вызывают отвращение как среди людей различных вероисповеданий, так и среди неверующих. Приверженцы всех религий должны поставить перед собой основные вопросы, возникающие в связи с такими распрями, и найти на них чёткие ответы. Как в теории и на практике разрешить разногласия между различными религиозными учениями? Задача, стоящая перед религиозными лидерами состоит в том, чтобы, преисполнив свои сердца чувством милосердия и желанием найти истину, поразмыслить над состоянием человечества и, смирив гордыню перед Всемогущим Творцом, спросить себя: нельзя ли поступиться теологическими разногласиями во имя великого духа взаимной терпимости, которая позволила бы им вместе трудиться на благо мира и взаимопонимания между людьми.
II.9. Эмансипация женщины, уравнение её во всех отношениях с мужчиной, является одним из важнейших, хотя и не общепризнанных, условий достижения мира. Отрицание такого равенства ведёт к несправедливости, совершаемой по отношению к половине населения мира и развивает в мужчинах вредные отношения и привычки, которые переносятся из семьи в сферу профессиональной деятельности, политическую жизнь и, наконец, в международные отношения. Такое отрицание равенства не имеет под собой никаких моральных, практических или биологических оснований, чтобы быть оправданным. Только полноправное участие женщин во всех сферах человеческой деятельности создаст моральный и психологический климат, благоприятный для воцарения мира во всём мире.
II.10. Всеобщее образование, которому уже служит целая армия преданных делу людей всех вероисповеданий и национальностей, заслуживает максимально возможной поддержки со стороны правительств мира, ибо невежество, вне всякого сомнения, является главной причиной упадка и падения народов и увековечивания предрассудков. Ни одна страна не может добиться успехов, не предоставив благ просвещения всем своим гражданам. Отсутствие ресурсов ограничивает возможности многих стран достичь этой цели и вынуждает их определять первоочерёдность. Органам, принимающим решения по очерёдности, следовало бы начать с предоставления образования женщинам и девочкам, ибо блага знаний наиболее эффективно и быстро распространяются в обществе через просвещённых матерей. В соответствии с велением времени, в программу общего образования каждого ребёнка следует включить преподавание учения о всемирном гражданстве.
II.11. Отсутствие универсальных средств общения людей существенно ослабляет действенность усилий, направленных на достижение мира во всём мире. Принятие вспомогательного международного языка в значительной степени способствовало бы решению этой проблемы, и это дело требует неотложного внимания.
II.12. Подводя итог вышесказанному, следует особо подчеркнуть два момента. Во-первых, невозможно покончить с войной простым подписанием договоров и протоколов. Это – сложная задача, требующая нового уровня посвящённости разрешению проблем, которые обычно не ассоциируются с делом мира. Идея коллективной безопасности, основанной только на политических соглашениях, является химерой. Во-вторых, дело мира следует перевести из сферы чистого прагматизма в разряд принципов, ибо, по существу, мир рождается из внутреннего состояния, поддерживаемого духовной или моральной позицией. В выработке такой позиции находится возможность прочного решения вопросов, связанных с достижением мира во всём мире.
II.13. Существуют духовные принципы (некоторые называют их общечеловеческими ценностями), при помощи которых можно найти решение любой социальной проблемы. Руководствуясь добрыми намерениями, любая группа может разработать общую схему решений стоящих перед нею проблем, но обычно добрых намерений и практических знаний для этого недостаточно. Важное достоинство духовного принципа состоит в том, что он не только даёт перспективу, гармонирующую с существом человеческой природы, но и создаёт отношение, динамику, волю, устремления, помогающие разработать и осуществить практические меры. Главам правительств и всем административнымвластям, прежде чем предпринимать что-либо для решения той или иной проблемы, следовало бы выявить связанные с нею принципы и затем руководствоваться ими.
III
III.1. В первую очередь необходимо решить вопрос, каким путём современный мир, образец глубоко укоренившихся конфликтов, превратится в мир, в котором будут царить гармония и сотрудничество.
III.2. Мировой порядок может быть установлен только на основе непоколебимой уверенности в единстве человечества – духовной истине, подтверждаемой всеми гуманитарными науками. Антропология, физиология, психология признают только один род человеческий при всём бесконечном разнообразии второстепенных аспектов жизни. Чтобы признать эту истину, необходимо отречься от всех предрассудков, различающих людей по расовой и классовой принадлежности, цвету кожи, вероисповеданию, национальности, полу, степени развития материальной культуры, отречься от всего, что позволяет людям считать себя выше других.
III.3. Признание единства человечества является первой основополагающей предпосылкой реорганизации мира и управления им как одной страной – домом человечества. Всеобщее признание этого духовного принципа необходимо для успеха любой попытки добиться мира во всём мире. Поэтому его следует повсеместно распространять, преподавать в школах и постоянно отстаивать во всех странах с целью подготовки к органичному изменению структуры общества, который он предполагает.
III.4. Согласно учению Бахауллы, признание единства человечества отребует полной перестройки и демилитаризации всего цивилизованного мира, требует мира, органически объединённого во всех существенных аспектах его жизни, политического устройства, духовных устремлений, торговли и финансов, письменности и языка, но сохраняющего при этом всё бесконечное разнообразие национальных особенностей составляющих его частей».
III.5. Размышляя о смысле этого основополагающего принципа, Шоги Эффенди, Хранитель Веры Бахаи писал в 1931 году: «Далёкий от стремления подорвать существующие устои общества, Всемирный Закон Бахауллы стремится расширить его базу, преобразовать его институты в соответствии с нуждами постоянно изменяющегося мира. Этот принцип не противоречит законным чувствам верности и лояльности. Он не ставит целью ни заглушение пламени здорового и разумного патриотизма в сердцах людей, ни уничтожение системы национальной автономии, столь необходимой для предотвращения бед чрезмерной централизации. Он не игнорирует и не пытается подавить разнообразие этнических корней, климата, истории, языка, традиций, мышления и обычаев, которые отличают народы и страны мира. Он призывает к более широкой лояльности, к более высоким устремлениям, чем те, которые когда-либо вдохновляли человеческий род. Он требует подчинения национальных побуждений и интересов властным требованиям объединённого мира. С одной стороны он отвергает чрезмерную централизацию, а с другой – отрицает всякие попытки к установлению единообразия. Его лозунг – единство в разнообразии».
III.6. Для достижения этих целей потребуется несколько стадий преобразования политических позиций стран, позиций, которые сегодня, в виду отсутствия чётко сформулированных законов или общепринятых и повсеместно осуществляемых принципов, регулирующих отношения между странами, находятся на грани анархии. Лига Наций, ООН, многие другие организации и выработанные ими соглашения, безусловно, способствуют смягчению отрицательных последствий международных конфликтов, но они не были способны предотвратить войну. Ведь после Второй мировой войны мир пережил множество войн; многие из них свирепствуют до сих пор.
III.7. Главные аспекты этой проблемы начали выявляться ещё в XIX веке, когда Бахаулла впервые выдвинул свои предложения, касающиеся достижения мира во всём мире. Принцип коллективной безопасности был провозглашён им в обращениях к правителям мира. Шоги Эффенди комментирует смысл этого принципа следующим образом: «Что ещё могли означать эти весомые слова, как не указание на неизбежное ограничение безмерного национального суверенитета в рамках необходимой подготовки к формированию будущего Содружества всех народов мира? Должна развиться какая-то форма мирового Сверхгосударства, в пользу которого все страны мира добровольно откажутся от прав вести войны, взимать некоторые налоги и содержать вооружённые силы, кроме сил, необходимых для поддержания внутреннего порядка. Такое государство должно будет включать в себя: Международный Исполнительный Орган, способный применять верховную и неоспоримую власть к любому непокорному члену содружества; Мировой Парламент, члены которого будут избираться народами всех стран и утверждаться их правительствами; Верховный Трибунал, чьи решения будут иметь обязательную силу даже в тех случаях, когда заинтересованные стороны не согласны добровольно представить своё дело на его рассмотрение.
III.8. Мировое сообщество, в котором будут навсегда уничтожены все экономические преграды и со всей определённостью признаны узы взаимной зависимости труда и капитала; в котором навсегда утихнут религиозные распри и исчезнут все проявления религиозного фанатизма; в котором, наконец, будет погашено пламя расовой вражды; в котором единый комплекс международного права – плод обдуманного решения представителей мировой федерации – будет предусматривать ввод немедленных и принудительных санкций объединённых сил членов федерации; в котором ярость своенравного, воинствующего национализма сменится прочным осознанием принадлежности ко всему человечеству, – таким, в самых общих чертах, представляется Порядок, предсказанный Бахауллой, Порядок, который будет считаться прекраснейшим плодом постепенно созревающей эпохи».
III.9. Бахаулла указал, как провести в жизнь эти далеко идущие планы: «Настанет время, когда будет повсеместно признана настоятельная необходимость созвать широкое, всеобъемлющее собрание людей. Цари и правители мира должны будут присутствовать на этом собрании. Участвуя в дискуссиях, они будут обязаны рассмотреть пути и средства, которые заложат основы Великого Мира между людьми во всём мире.
III.10. Мужество, решимость, чистота помыслов, бескорыстная любовь между народами, все духовные и моральные качества, необходимые для совершения этого важного шага к достижению мира направлены на решимость действовать. А чтобы развить достаточную силу воли, следует серьёзнейшим образом рассмотреть подлинную сущность человека, а именно его разум. Понимание колоссального значения этой сущности одновременно означает осознание социальной потребности в практическом использовании её уникальной ценности посредством искреннего, непредубеждённого и задушевного совещания и последующих действиях в соответствии с его результатами. Бахаулла настойчиво обращает наше внимание на благотворность и необходимость совещания для упорядочения дел человеческих. Он говорил: «Совещание дарует глубокую осведомлённость, превращает предположение в уверенность. Это – сияющий свет, который показывает дорогу и выводит нас из царства тьмы. Всё в мире имеет и всегда будет иметь свою меру зрелости и совершенства. Зрелость дара понимания проявляется через совещание». Сама по себе попытка достичь мира посредством предложенных им совещаний может высвободить столь благотворный дух среди народов Земли, что никакая сила не сможет противостоять окончательному триумфу.
III.11. Размышляя о проведении такого всемирного собрания, Абдул-Баха, сын Бахауллы и авторитетный толкователь его учения, предложил следующее: «Они должны сделать Дело Мира предметом всеобщего обсуждения и использовать все имеющиеся в их распоряжении средства, чтобы основать Союз народов мира. Они должны подписать обязательный для всех договор и заключить соглашение на твёрдых, нерушимых и чётко сформулированных условиях. Они должны объявить об этом всему миру и получить санкцию всего человеческого рода. Это величайшее и благородное начинание – подлинный источник мира и благоденствия всего человечества – должно стать священным для всех живущих на Земле. Все силы человечества должны быть мобилизованы на обеспечение нерушимости и вечности этого Величайшего Соглашения. В этом всеобъемлющем Договоре должны быть чётко указаны рубежи и границы каждой страны, твёрдо установлены принципы, лежащие в основе взаимоотношений между правительствами, и точно определены все международные соглашения и обязательства. Точно также следует строго ограничить военный потенциал каждого государства, ибо, если одной стране будет дозволено усиление подготовки к войне и наращивание вооружений, это вызовет недоверие у других стран. Основной принцип этого торжественного Договора должен быть сформулирован таким образом, что, если какое-либо правительство нарушит любую из его статей, все государства мира поднимутся, чтобы заставить его подчиниться. Нет, весь человеческий род должен будет решиться использовать все свои силы, чтобы уничтожить такое правительство. Если это величайшее из лекарств будет применено к больному телу мира, он несомненно исцелится от своих недугов и навсегда останется здоровым и невредимым».
III.12. Время для созыва такого колоссального совещания давно назрело.
III.13. Со всем пылом наших сердец мы призываем лидеров всех стран воспользоваться нынешним благоприятным моментом и предпринять бесповоротные шаги к проведению такого всемирного собрания. Все силы истории побуждают человеческий род к этому акту, который на все времена ознаменует зарю долгожданной зрелости человечества.
III.14. Сможет ли Организация Объединённых Наций при полной поддержке её членов подняться до уровня возвышенных целей этого венчающего дело события?
III.15. Пусть же мужчины и женщины, юноши и дети всего мира признают непреходящее значение этого неотложного акта для всего человечества и в полном согласии отдадут ему, свои голоса! Воистину, пусть наше поколение откроет эту славную стадию эволюции социальной жизни планеты!
IV
IV.1. Источником нашего оптимизма является видение будущего, которое наступит после прекращения войн и создания органов международного сотрудничества. Бахаулла утверждает, что прочный мир между народами является важной стадией, но не конечной целью общественного развития человечества. За первоначальным перемирием, на которое мир вынужден будет пойти под страхом ядерной катастрофы, за политическим миром, неохотно поддержанным недоверяющими друг другу соперничающими странами, за прагматическими соглашениями о безопасности и сосуществовании, за многочисленными экспериментами в области сотрудничества, которые станут возможными вследствие перечисленных выше шагов, лежит заветная конечная цель – объединение всех народов мира в единую семью.
IV.2. Разобщённость представляет собой опасность, с которой больше не могут мириться народы и государства. Последствия её настолько ужасны, что их невозможно себе и представить, и настолько очевидны, что не требуют каких-либо доказательств. Более столетия тому назад Бахаулла писал: «Благоденствие человечества, его мир и безопасность недостижимы, если и пока не будет установлено прочное единство». Отметив, что «человечество стонет и жаждет, чтобы его вели к единству и покончили с его вековыми мучениямип, Шоги Эффенди поясняет: «Объединение человечества — характернейший признак той ступени развития, к которой приближается сегодня человеческое общество. Ранее были предприняты попытки объединению семьи, рода, города-государства и нации, завершившиеся полным успехом. Мировое единство — вот цель, к которой стремится ныне смятенное человечество. Процесс формирования национальных государств завершён. Анархизм, присущий национальному суверенитету, достигает кульминации. Мир, приближающийся к зрелости, должен отказаться от этого фетиша, признать единство и целостность человеческих отношений и установить, раз и навсегда, порядок, наиболее полно воплощающий этот основополагающий принцип своего существования».
IV.3. Все силы современности, способствующие переменам, подтверждают правильность этой точки зрения. Доказательством тому служат многочисленные, упоминавшиеся ранее международные движения и события, способствующие достижению мира во всём мире. Целая армия мужчин и женщин, представляющих практически все культуры, расы и народы Земли, составляет в рамках разнообразных учреждений ООН всемирную «гражданскую службу», впечатляющие успехи которой показывают, какой высокий уровень сотрудничества может быть достигнут даже при неблагоприятных условиях. Стремление к единству, подобно духовной весне, проявляется на бесчисленных международных конгрессах, собирающих людей самых разных профессий. Оно стимулирует развитие международных детских и молодёжных мероприятий. По существу, оно является настоящим источником замечательного движения к экуменизму, неудержимо сближающего приверженцев исторически враждовавших между собой религий и сект. Наряду с противоположной тенденцией к войне и самовозвеличиванию, с которой оно непрестанно противоборствует, стремление к всемирному единству — одно из преобладающих и всепроникащих проявлений жизни планеты в эти последние годы XX века.
IV.4. Опыт общины бахаи можно рассматривать как пример такого всеохватного единства. Это — сообщество трёх-четырёх* миллионов людей, принадлежащих ко многим народам, культурам, классам и вероисповеданиям и занимающихся самой разнообразной деятельностью для удовлетворения духовных, социальных и экономических потребностей людей во многих странах. Это — единый социальный организм, представляющий всё многообразие семьи человечества, осуществляющий свою деятельность через систему общепризнанных принципов совещания и в равной степени почитающий все великие излияния Божественного руководства в истории человечества. Его существование является ещё одним убедительным доказательством осуществимости видения объединённого мира, раскрытого Основателем учения, объединённого ещё одним свидетельством того, что человечество может жить как единое всемирное сообщество, которому будут по плечу любые задачи эпохи его зрелости. Если опыт бахаи сможет в какой-то мере укрепить надежду на единение человеческого рода, мы будем счастливы предоставить его в качестве модели для изучения.
IV.5. Размышляя об исключительной важности задачи, стоящей ныне перед всем миром, мы смиренно склоняем головы перед величием Божественного Создателя, который в своей беспредельной милости сотворил всё человечество одним племенем, возвеличил драгоценную сущность человека, наградил его разумом и мудростью, благородством и бессмертием, наделил людей «уникальной способностью познать Его и возлюбить Егоп, способностью, которую «следует считать начальным импульсом и первичной целью всего творения».
IV.6. Мы твёрдо придерживаемся убеждения, что все человеческие существа были созданы «нести эстафету вечно развивающейся цивилизациип, что «уподобляться диким зверям недостойно человекап, что добродетелями, достойными человека, являются верность, терпимость, милосердие, сострадание и добрая воля ко всем людям. Мы утверждаем веру в то, что «скрытые возможности человека, полная мера его назначения на Земле, внутренняя красота его сущности должны проявиться в обетованный День Господа». Таковы основания нашей непоколебимой уверенности в том, что единство и мир являются достижимыми целями, к которым стремится человечество.
IV.7. В этот момент, когда пишется наше послание, голос надежды бахаи звучит вопреки гонениям, которым они подвергаются в стране, где родилась их Вера. Их непоколебимая надежда свидетельствует о том, что вера в неминуемое осуществление вековой мечты о мире, под действием преобразующего влияния откровений Бахауллы, наделена ныне силой божественного авторитета. Итак, мы не только передаём вам словесный образ, но и взываем к силе деяний веры и самопожертвования, посылаем всем страстный призыв наших собратьев по религии к миру и единству. Мы солидарны со всеми жертвами агрессии, с теми, кто жаждет покончить с враждой и раздорами, с теми, чья преданность принципам мира и мирового порядка способствует достижению благородных целей, ради которых Всемилостивый Создатель и сотворил человечество.
IV.8. От всей души, желая передать вам весь жар нашей надежды и всю глубину нашей веры, мы приводим твёрдое обещание Бахауллы: «Эти бесплодные раздоры и разрушительные войны минуют и наступит «Величайший Мир».
Всемирный Дом Справедливости