Крупицы из Писаний Бахауллы
КРУПИЦЫ ИЗ ПИСАНИЙ БАХАУЛЛЫ
Gleanings from the Writings of Baha’u’llah (in Russian)
(c) Духовное Собрание Бахаи России
ВВЕДЕНИЕ
Эта книга – избранное из некоторых важнейших писаний Бахауллы, Основателя Веры Бахаи. Она в буквальном смысле являет собой жатвы, назначенные передать сам дух жития и учений Бахауллы, а вовсе не сколок со всех Его писаний.
Ощутить дух этой книги нам помогут ключевые изречения: “Взор твой да объемлет весь мир, а не ограничится самим собою”. “Все люди сотворены для продвижения вечноразвивающейся цивилизации”. “Лишь тот настоящий человек, кто нынче посвятил себя служению всему роду человеческому”.
Религия, провозгласившая общечеловеческие цели, выраженные в этих изречениях, возникла в прошлом веке на земле Ирана. Бахаулла родился в 1817 г. и умер в 1892. Он был сыном знатного богатого иранца, но большая часть Его жизни прошла в заключении и ссылке. На Своем опыте познал Он пытку и темницу, клевету и голод, нищету и предательство. История Его жизни и Веры, носящей Его имя (ибо Бахаи означает “последователь Баха”), чрезвычайно драматична и до последнего времени была мало известна западному миру.
В первой половине XIX века многие христиане жили надеждой на второе пришествие Христа. Это ожидание основывалось на некоторых текстах Нового Завета и нашло живейшее выражение в учении миллеритов *, но вовсе не замыкалось в среде рядовых христиан или в пределах Америки. Эти чаянья волновали и Европу. Группа немецких темплиеров – храмовников покинула родину и поселилась у подножия горы Кармель (Кармал) в ожидании своего Господа. * От У. Миллера (1782-1849), американского баптиста, предсказывавшего пришествие Христа в 1843-1844 гг. и возглавившего первое из течений адвентизма в Новом Свете (прим. перев.)
Однако мало кто на Западе знал, что волна ожиданий захлестнула в то же время и мир Ислама. Это мог бы понять Эмерсон, но лишь немногие из американцев были готовы тогда воспринять чужую веру хоть с какой-то долей сочувствия. Тем не менее очевидно, что часть мусульманских богословов и их учеников находили в Исламских пророчествах намек на бренность законов Корана и предвозвещение новой духовной эры. Эти богословы считали, что грядет Господь сего Времени, если пользоваться мусульманской формулой.
В 1844 г. молодой купец из города Шираза по имени Сейид Али Мухаммад неожиданно для всех начал проповедовать в Иране новую Веру. Он принял титул Баб, что буквально означает Врата. В стране вспыхнул интерес к Бабу, тысячи людей приняли Его Веру, что вызвало ярость служителей Ислама. Баб был схвачен и брошен в темницу, а Его последователи подверглись гонениям.
Баб учил о приближении новой духовной эры. Он страстно порицал лицемерие и интеллектуальное ханжество служителей Ислама. Он призывал к очищению нравов. И Он возвестил, что не пройдет и девятнадцати лет, как “Тот, Кого явит Бог”, начнет проповедовать и даст людям основополагающие законы и заповеди нового века. Казалось, могучий порыв свежего ветра ворвался в давно заброшенный дом и развеял застоялый воздух. Избиения бабидов можно уподобить кровавым празднествам Древнего Рима. Лицемерие и тирания стремились истребить веру мечом. Баба взяли под стражу и заключили в далекой горной деревне. Ненависть гонителей достигла своей кульминации 9 июля 1850 г., когда Баб был публично казнен на площади в военном гарнизоне города Тебриза. В Иране попытались навсегда покончить с новой Верой. По всей стране множились кровавые погромы, и те, кто уцелели, хранили свою Веру в тайне.
Растерянность служителей Ислама усугублялась в эти годы еще и тем, что многие выдающиеся люди из их среды признали учение Баба. Выдающиеся представители других сословий также приняли Его. Среди них был Мирза Хусейн Али, юноша из знатной и богатой семьи. Вопреки семейным и сословным предубеждениям Мирза Хусейн Али, звестный в истории как Бахаулла (Слава Бога), открыто присоединился к Бабу. Во время охвативших всю страну преследований, направленных на уничтожение этой Веры, Бахаулла уцелел благодаря своему положению. Но в 1852 г., когда двое безумных юношей – бабидов совершили покушение на шаха, Бахауллу бросили на четыре месяца в Сиях-Чаль, зловещую подземную тюрьму Тегерана. В ходе судебного разбирательства невиновность Бахауллы стала очевидной. Этот эпизод имеет величайшую историческую значимость, ибо находясь в заключении, Бахаулла осознал, что Он и есть Тот Обетованный, которого предрекал Баб.
Освободив Бахауллу из тюрьмы, иранское правительство поспешило сослать Его в Багдад, стремясь удалить из страны последнего настоящего вождя ненавистной новой Веры. Почти десять лет провел Бахаулла изгнанником в Ираке. За это время он преобразил сознание и нравы приверженцев Баба. Его собственная слава так возросла, что ученые и именитые мужи все чаще стали посещать Его.
К периоду первого изгнания относятся две самые известные из книг Бахауллы. Первая – это краткая книга проницательных размышлений, озаглавленная “Сокровенные слова”. В чеканных фразах, каждая из которых предваряется обращением, Бахаулла восстанавливает подлинные духовные истины, исповедуемые Основателями всех мировых религий. Непосредственные слова не искажены богословскими ухищрениями. Это – голос Бога, обращенный прямо к сердцу человека.
“О сын духа! Любимейшая из вещей для Меня – справедливость. Не отвращайся от нее, если обращаешься ко Мне, и не пренебрегай ею, дабы выдержать испытание Мое. И ты сумеешь с помощью ее воззреть на вещи своими глазами, а не глазами прочих, познать своим разумением, а не разумением соседа. Рассуди о сем, как надлежит тебе быть. Она – Мой дар тебе и милость Моя для тебя. Так помести же ее пред своими глазами”.
Другой выдающийся труд этого периода – “Китаб-и-Икан” (Книга Убежденности). Эта книга дает один из важнейших ключей к пониманию учения Бахауллы. Великая идея этой книги такова: в каждый век Бог открывает Свою волю и смысл судьбы человеческой посредством избранных людей, или Богоявлений. Таким образом идет последовательное развитие религии по восходящей. Духовные аспекты отношения человека к Богу не меняются со временем, но восстанавливаются и очищаются. Законы же общинной жизни в каждую эпоху подвергаются изменениям, ибо меняются сами условия существования. Так, Моисей провозгласил заповеди, которые Иисус позже изменил или отбросил к ужасу священнослужителей и святош. Эволюционное развитие мировой религии – вот первый поразительный вклад Бахауллы в общее духовное наследие человечества. Щедрая подборка из “Китаб-и-Икан”, посвященная “Граду Убежденности”, приводится на страницах 162-165. Другие выдержки из названной работы даны на страницах 20-26, 38-42, 113-115.
(…) Из Багдада власти выслали Бахауллу в надежде, что расстояние ослабит притягательность Его идей – рецепт, часто применяемый и всегда дающий прямо противоположные результаты. Решение о ссылке относится к 1863 г. И в те дни, когда готовили караван к долгому путешествию, Бахаулла возвестил Своим приверженцам, что Он есть Тот, Чье пришествие предсказал Баб.
Проведя четыре месяца в Константинополе, Бахаулла был переведен в Адрианополь. Там Он и объявил во всеуслышание о Своей миссии, обращаясь сразу к светским и духовным правителям земли. Он написал первые из серии посланий, известных под общим названием “Скрижали царям”. Он обращался к турецкому султану, персидскому шаху и Наполеону III, императору Франции. В посланиях, в частности, содержался призыв к правителям “быть справедливыми и бдительными, уладить разногласия и сократить свои вооружения”. Позже Он направил подобные послания королеве Виктории, русскому императору Александру II, папе Пию IX, германскому кайзеру Вильгельму и императору Австро-Венгрии Францу-Иосифу. В Своей книге законов “Китаб-и-Акдас” (Священнейшей Книге) Бахаулла посвятил отрывок “правителям Америки и президентам ее республик”, призывая их “украсить храм владычества узорами справедливости” и моля “скрепить руками справедливости то, что сломано”. Несколько образцов из этой серии Скрижалей приводятся ниже на страницах 81-82, 131-132, 136-144, 144-148, 152-153.
Когда последовало решение о четвертой и последней ссылке (1868), Бахаулла отправился в город-цитадель Акку на берегу залива Хайфа в Святой Земле, где и пребывал до Своей кончины в 1892 г.
Здесь Он раскрыл основную часть Своего учения и, несмотря на строгие меры властей, Его влияние постоянно росло. В этот период две Его главные книги – “Китаб-и-Акдас”, в которой Он сформулировал предписания и заповеди нового закона, и “Послание Сыну Волка” – общее изложение и апологетика Его учения, обращенные к сыну ревностного служителя Ислама, которого Бахаулла прозвал Волком.
Мы обнаруживаем в учении Бахауллы, что Он “отменяет институт духовенства, упраздняет рабство, аскетизм, нищенство, монашество, духовные взыскания, проповеди с кафедр и целование рук; устанавливает единобрачие; осуждает жестокость по отношению к животным, лень и нерадение, злословие и клевету; порицает разводы; запрещает азартные игры, опиумокурение, употребление вина и других опьяняющих напитков.., подчеркивает значение брака и называет его важнейшие условия; обязывает заниматься торговлей, ремеслом или иным делом, возвышая подобные занятия до уровня богослужения; настаивает на обязательном обучении детей…”
Важнейший принцип учения Бахауллы – это “единство и целостность рода людского”. Вот отправная точка всего, чему Он учил. Цель религии Бахаи состоит в объединении мира единой верой и общим социальным порядком. Вероятно, мы вправе утверждать, что второй поразительный вклад Бахауллы в дело объединения человечества заключается в заданной Им системе принципов общественного устройства, которое приведет к установлению справедливости. Он называл справедливость “любезнейшей из вещей” пред очами Бога. Он ратовал за умеренность и указывал на опасность фанатизма и любых крайностей. Приобретение знаний важно для каждого. Истинная религия и наука находятся в согласии. Совет – вот главный способ разрешения споров и разработки планов и программ, предназначенных для всеобщего блага.
Для Бахауллы непререкаемым смыслом всей жизни была работа во имя единения человечества.
Назначение религии – в создании прочных и непостижимых уз единства. Бахаулла объяснил историческое развитие религии как эволюцию одной и той же веры, в каждый век удовлетворяющей особые потребности. Авраам, Моисей, Будда, Зороастр, Кришна, Иисус, Мухаммад, Баб и Бахаулла были последовательными Богоявлениями, чрез Коих Господь все в большей мере открывал религиозную истину. Последователи различных Богоявлений в силу своего невежества могут спорить между собой, но непредубежденный человек находит в учениях всех этих верховных Учителей почву для согласия и развития. Освобожденные от наносных слоев религиозной схоластики и традиции, различные мировые религии предстают в единстве и взаимосвязи; в ходе исторического развития каждая из них ведет к последующей, и все вместе они являют звенья одной цепи. Ни один из великих основателей мировых религий никогда не утверждал, что Он есть единственный или последний Явитель божественного учения. Напротив, каждый из них восхвалял Пророка, жившего и учившего прежде Него, и предрекал в грядущем приход нового Учителя, который будет “Духом Истины”, как заповедовал Иисус.
По словам Бахауллы, в Его речах отражалась та же божественная власть, что и в словах Моисея, Иисуса и Мухаммада. Он учил: “Настало время единой человеческой общности, сознательного объединения рода людского”.
Ради достижения этой цели Он призвал отрешиться от расовых, политических и экономических предрассудков, предложив ввести международный язык-посредник, провозгласил равные возможности и права для мужчин и женщин, принцип всеобщего образования и самостоятельного поиска истины, всемирный кодекс прав и обязанностей человека, а также создание федерального правительства в масштабах всей нашей планеты. Он учил, что в каждой общине должен быть учрежден свой Дом Справедливости, чтобы в конце концов образовался Всемирный Дом Справедливости.
Бахаулла предпринял все усилия, чтобы не допустить разделения Своей Веры на секты. Свое учение Он дал в письменных сочинениях; этим был нанесен удар по устной традиции. Он упразднил авторитет духовенства. Запретил создание святынь. И назначил Своего старшего Сына – Абдул-Баха – Средоточием Своего Завета, залогом единства, к Которому все должны были прибегать за толкованием положений Веры.
Абдул-Баха родился в 1844 г.; Он разделил все тяготы изгнаний со Своим Отцом. Он был узником до 1908 г., когда младотурецкая революция освободила всех заключенных, томящихся за веру. В 1910 г. Абдул-Баха начал путешествия с целью распространения Веры, которые продолжались три года. Он побывал в Египте, Европе, США и Канаде. Везде Его встречали с уважением, Его общества искали видные ученые и другие известные люди. Будь то в церкви, синагоге и зале колледжа – везде Он открыто проповедовал Веру Своего Отца. В результате этого немногочисленная группа Бахаи Запада многократно возросла.
После кончины Абдул-Баха в 1921 г. наступил новый период развития Веры. По Завещанию Абдул-Баха Хранителем Веры был назначен Его старший внук, Шоги Эффенди Раббани. Этот замечательный документ не только устанавливал право Шоги Эффенди толковать учение; он также содержал призыв к верующим подняться и распространять Веру, утверждая во всем мире закон Бахауллы.
Под управлением Шоги Эффенди Бахаи создали Местные Духовные Собрания, являющиеся прообразом будущих Домов Справедливости. Здесь координируются коллективные усилия и принимаются решения, связанные с проблемами быстро развивающейся мировой религии. Прекрасный Дом Поклонения был сооружен в Уилметте (штат Иллинойс) – первый шаг в распространении взглядов Бахауллы на поклонение и религиозное единство. Было избрано одиннадцать Национальных Духовных Собраний (некоторые из них региональные), опоясавших всю планету: в Канаде, США, Центральной и Южной Америке, на Британских Островах, в Германии и Австрии, Египте и Судане, Ираке, Иране, Индии, Пакистане и Бирме, в Австралии и Новой Зеландии. Работа по распространению Веры ведется в десятках стран, где численность Бахаи еще недостаточна для учреждения Национального Собрания.
Жилища и сады, хранящие память о заключении и ссылках Бахауллы в Акке и соседней Хайфе, стали в наши дни местами паломничества. На горе Кармель воздвигнута великолепная гробница для достойного упокоения останков Баба, которые много лет тайно хранились Его приверженцами, но потом были переправлены в Святую Землю. Хранитель Веры живет в Хайфе, в Мировом Центре; Хранителю помогает Международная Коллегия Советников Бахаи.
С 1921 г. быстро росло количество переводов и публикаций трудов Бахауллы. Настоящая книга представляет пример мастерского перевода на английский язык, сделанного Шоги Эффенди. В наши дни наследие Бахауллы переведено более чем на 80 языков.
Такова краткая историческая сводка, столь тесно связанная с духом этой книги. Вероятно, читателю будет полезно узнать о том, что ее содержание можно разделить на пять частей.
Часть I объявляет этот век “Днем Бога”, ибо “Пришествие сего Откровения возвещено во всех священных Писаниях”. Это есть высший из веков, когда созреют плоды старых проповедей, объединив общей верой мужчин и женщин всего мира.
Часть II посвящена Богоявлениям и значимости Явителей для представления качеств Бога.
Часть III рассматривает важнейшие вопросы, касающиеся души и ее бессмертия.
Часть IV излагает духовные аспекты Миропорядка и Величайшего Мира на земле.
Часть V растолковывает обязанности человека и духовный смысл жизни.
Для дальнейшего изучения заветов Бахауллы можно обратиться к работе “Мировая Вера Бахаи” и другим переводам Его сочинений. Самая подробная история Веры содержится в труде “Рядом шествует Бог”, принадлежащем Шоги Эффенди.
Книга эта – для вдумчивого чтения. Это не исторический труд и не собрание фактов, но средоточие любви и духовной силы. Не постигнув духа этой книги, нельзя понять, чем вдохновлялись тысячи последователей Баба, идя на мученическую смерть. Читатель, если не проникнется духом этой книги, не поймет, почему тысячи Бахаи покидают свои уютные жилища ради странствий в чужих краях, где они рассказывают местным жителям о Бахаулле.
Бахаулла вызвал к жизни постоянно растущую общину, охватывающую пять континентов планеты. Ее составляют люди разных рас и разного религиозного происхождения. Вера Бахауллы сплотила их, объединив в убеждениях и поступках. Гремят войны, трещит по швам основа современной цивилизации, а Бахаи продолжают рассказывать людям о житии Бахауллы, о пробуждении души человеческой в наши дни по зову Бога. Ибо для Бахаи и впрямь “сие есть неизменная Вера в Бога, вечная в прошлом, вечная в грядущем”. Пока скверна современного материализма делает свою смертоносную работу, Бахаи терпеливо и самоотверженно продолжают трудиться во имя достижения коллективного сознания и построения общественных институтов, которые, как заповедовал Бахаулла, обеспечат в свое время расцвет всемирной цивилизации. Для Бахаи религия охватывает все стороны жизни, это и есть сама цивилизация.
“Вся земля есть одна страна, а человечество – ее граждане”.
У. Кеннет Крисчен, 1952
Примечание издателя.
До своей кончины в 1957 г. Шоги Эффенди назначил 27 Десниц Божьего Дела, уполномоченных распространять и защищать Веру. Благодаря их усилиям в апреле 1963 г. состоялись выборы в первый Всемирный Дом Справедливости. Этот высший административный орган Веры Бахаи был избран 56 существующими национальными административными организациями (Национальными Духовными Собраниями) в соответствии с указаниями, содержащимися в писаниях Бахауллы. Благодаря выполнению планов по всемирному распространению Веры, начатому в 1953 г., Вера утвердилась в 165 суверенных государствах и на 44 зависимых территориях, всего же имеется 135 Национальных Духовных Собраний (1983).
[php] [/php]
I.
1.
Хвала Тебе и слава, о Господи, мой Боже! Как мне помянуть Тебя, если знаю, что ни один язык, сколь ни была бы глубока мудрость его, не в силах достойно возвеличить имя Твое, и птица сердца человеческого, сколь бы ни было огромно ее желание, не в силах даже мечтать о вознесении на небеса Твоего величия и знания.
2.
Если Я назову Тебя, о мой Боже, Всепостигающим, то должен буду признать, что высшие Воплощения понимания сотворены по Твоему завету. А если Я превознесу Тебя как Всемудрого, то также признаю, что сами Родниковые Ключи мудрости забили по Твоей воле. А если Я провозглашу Тебя Несравненным, то вскоре увижу, что Те, Кто представляет саму сущность единения, посланы Тобой и суть лишь свидетельства Твоего творения. А если я возвеличу Тебя как Знающего всякую вещь, то должен исповедать, что Являющиеся сущностью знания суть лишь создания и орудия Твоего Промысла.
3.
Возвышен, о сколь возвышен Ты над тщаниями смертных, стремящихся постичь Твое таинство, описать Твою славу и хотя бы приоткрыть природу Твоей Сущности. Ведь как бы ни старались они, им никогда не перейти предела, установленного для Твоих созданий, ибо усилия сии возбуждены Твоим велением и порождены Твоей мыслью. Возвышеннейшие чувства, что святейшие из святых могут выразить, восхваляя Тебя, и глубочайшая мудрость, что ученейшие из мужей могут изречь, стремясь постичь Твою природу, – все вращается вокруг Того средоточия, что всецело подчинено Твоему владычеству, поклоняется Твоей красоте и направляется движением Твоего Пера.
4.
О нет, да не допустит Бог, чтобы я изрек такие слова, кои неизбежно подразумевали бы некую прямую связь между Пером Откровения Твоего и сущностью всякой твари. Выше, о коль выше Те, что близки Тебе, всякого представления о такой связи! Ни одно сравнение и подобие никоим образом не может выразить то, что есть Древо Откровения Твоего, и заграждены все пути к постижению Твоего Явления и к Утру Красоты Твоей.
5.
Далеко, сколь далеко от Твоей славы все, что может смертный утверждать о Тебе или приписывать Тебе, или та хвала, коей может он восславлять Тебя! Всякая обязанность, определенная Тобой для слуг Твоих, что велит им без конца превозносить величие Твое и славу, есть лишь знамение Твоей милости к ним, дабы обрели они положение, подобающее их внутренней сути, положение, в коем познают они самих себя.
6.
Никто, кроме Тебя, ни в какое время не способен постичь таинство Твое или достойно возвеличить славу Твою. Непостижимым, превыше всякой хвалы человеческой пребудешь Ты вовеки. Нет Бога иного, кроме Тебя, Недоступного, Всемогущего, Всеведущего, Святого Святых.
[php] [/php]
II.
1.
Начало всех вещей есть познание Бога и конец всех вещей есть строгое послушание тому, что ниспослано с вышних небес Божественной Воли и охватывает все сущее на небесах и на земле.
[php] [/php]