«Освежи дух, наполни сердца знанием, открой очи и сделай внимательным слух. Из Твоей древней сокровищницы ниспошли новое бытие и новый дух, и из Твоей предвечной обители помоги им обрести новые подтверждения. О Боже! Воистину, мир нуждается в переустройстве. Даруй ему новое бытие. Ниспошли ему новизну мысли и раскрой ему небесные науки. Вдохни в него свежий дух и укажи ему цель более святую и более возвышенную».
Абдул-Баха
Дух в целом подразделяется на пять категорий: дух растений, дух животных, человеческий дух, дух веры и Святой Дух.
Дух растений есть способность расти, которая пробуждается в семени под воздействием других сущностей бытия.
Дух животного есть сила всех органов чувств, возникающая в результате сочетания и смешения элементов; когда такая структура распадается, также гибнет и уничтожается эта сила. Это можно сравнить с лампой: когда масло, фитиль и огонь взаимодействуют, лампа горит; а если это взаимодействие прекращается, то есть когда части отделены друг от друга, лампа гаснет.
Дух человека, который отличает его от животного, не что иное, как разумная душа, и эти два понятия — человеческий дух и разумная душа — обозначают одно и то же. Этот дух, а по терминологии философов — разумная душа, объемлет все сущее, и, насколько позволяют возможности человека, проникает в сущность вещей и осознает их особенности и воздействие, познает качества и свойства существ. Однако дух человека, если он не питается духом веры, не может познать божественные тайны и небесные сущности. Он подобен зеркалу, которому, даже если оно чистое, отполированное и ясное, все же нужен свет. Пока не отразится в нем луч солнца, оно не сможет раскрыть небесные тайны.
Разум же есть сила человеческого духа. Дух есть светильник; разум есть свет, исходящий от светильника. Дух есть дерево, а разум — плод. Разум есть вершина духа и его неотъемлемое свойство, так же, как солнечные лучи —неотъемлемое проявление солнца.
Сие объяснение, хотя и коротко, но исчерпывающе; посему поразмыслите над ним, и, если будет на то воля Бога, вы постигнете все тонкости.14
Абдул-Баха
Дух человека — это всеобъемлющая сила, охватывающая сущность всех вещей. Все, что ты видишь вокруг себя —дивные творения человека, изобретения, открытия и тому подобное,— все это было когда-то тайной, сокрытой в царстве неведомого. Дух человека раскрыл эту тайну и перенес ее из мира невидимого в зримый мир….
Дух человеческий есть всеобъемлющая сила, которой подвластна внутренняя сущность всего сотворенного и доступны сокровенные тайны мира явлений.
Божественный же дух раскрывает божественные сущности и вселенские тайны, что сокрыты в пределах духовного мира. Я надеюсь, что ты достигнешь сего Божественного духа, дабы раскрыть как тайны иного мира, так и таинства мира дольнего.15
Абдул-Баха
Ясно и очевидно, что человек способен нарушать законы природы. Каким образом он достигает этого? С помощью духа, коим Бог наделил его при сотворении. Это доказывает, что дух человека отличает его от всех низших царств и возвышает его над ними. Только дух человека проникает в истины Божии и приобщается к священным дарам.16
Абдул-Баха
Посмотрите, насколько природное чутье у собаки развито лучше, чем у человека. Однако, хотя и животное, и человек обладают одними и теми же физическими способностями и чувствами, человеку дарована духовная сила, которой нет у животного. Сие подтверждает, что в человеке есть нечто превышающее возможности животных,—способность и сила, присущая лишь царству людей и отсутствующая в низших царствах бытия. Это — дух человеческий. Все замечательные достижения людей обязаны силе и проницательности духа человека. Если бы человек был лишен этого духа, все достижения оказались бы невозможными. Сие очевидно, как солнце в полдень.17
Абдул-Баха