Бахаулла — Божественный Воспитатель
На протяжении всей истории человечества религии служили главной движущей силой воспитания народов мира. Бог дарует новые знания через Свои Богоявления, которые приходят, когда необходима следующая стадия пробуждения и развития общества. В середине XIX века Бог обратился к человечеству через Бахауллу (это имя означает «Слава Божия»), чьё Перо явило тысячи стихов, посланий и книг, давших импульс к развитию всемирной цивилизации и установлению Величайшего Мира.
«Никогда не притязал Я на мирское владычество. Единственной целью Моей было вручить людям то, что повелел Мне передать Бог…» – Бахаулла
В течении сорока лет Бахаулла находился в неволе и изгнании, претерпевал гонения и подвергался мучениям — правители и духовенство того времени видели в Его Учении угрозу своей власти и личным интересам. Но все их усилия остановить Божественное Откровение остались тщетными. Вероучение Бахауллы, направленное на возвышение и воспитание людей, оказывало влияние на людские души, что признавали не только Его друзья, но и Его враги. Чем большим преследованиям подвергался Бахаулла, тем шире распространялась Его Вера, которая в наши дни достигла всех уголков планеты. Сегодня миллионы людей применяют Его Учение в своей личной и коллективной жизни во имя улучшения мира.
«Учение Бахауллы… на сегодня дарит нам наивысшую и наичистейшую форму религиозного учения…» – Лев Толстой
Жизнь Бахауллы
В апреле 1863 года мужчины и женщины, молодые и старые, из всех слоёв общества собрались на дороге, ведущей к берегам реки Тигр в Багдаде. В слезах прощались они с Тем, Кто стал их другом, утешителем и наставником.
Мирза Хусейн-Али, известный как Бахаулла, покидал их, чтобы отправиться в очередную ссылку. Видный последователь Баба, Учение Которого ураганом пронеслось через всю Персию двумя десятилетиями ранее, Бахаулла оставлял комфортную жизнь представителя знати, добровольно согласившись на тюремное заключение и изгнание из родных мест, куда Он больше никогда не вернется.
Но отчаяние людей уступило место надежде. Прежде, чем окончательно покинуть окрестности Багдада, Бахаулла открыто объявил Своим товарищам о том, о чём многие из них уже догадывались,— что Он и есть Тот Величайший Божественный Учитель, приход Которого предвосхитил Пророк Баб, что Он есть Тот, Кому суждено открыть новую эру в истории,— эру, когда тирания и несправедливость сменятся миром во всём мире, наступит царство справедливости и восторжествует принцип единства человечества.
«Божественная Весна», провозглашенная Бахауллой, наступила.
Детство и юность
Мирза Хусейн-Али родился в столице Ирана городе Тегеране 12 ноября 1817 года в старинной благородной семье. С самого раннего возраста Он проявлял необыкновенные знания и мудрость.
Вместо того чтобы пойти по стопам Своего отца и стать государственным деятелем, мирза Хусейн-Али решил посвятить Себя заботе о бедных. Он не искал высоких должностей или известности в обществе.
Принятие религии Баба навсегда изменило жизнь молодого аристократа и Его семьи. Хотя Они никогда не встречались лично, но как только мирза Хусейн-Али услышал послание Баба, Он объявил, что целиком и полностью верит Ему, и со всей Своей энергией и влиянием принялся за распространение Его Веры.
В 1848 году состоялась важная встреча последователей Баба в Бедаште, деревне на северо-востоке Ирана, и её итогом стало подтверждение независимого характера новой религии. Мирза Хусейн-Али сыграл в этом ключевую роль, и с того момента Он стал известен под титулом Бахаулла.
По мере того, как община последователей Баба росла, она стала встречать всё более яростное сопротивление со стороны исламского духовенства. Тысячи и тысячи бабидов были подвергнуты самым жестоким и варварским пыткам, многие были казнены.
В 1850 году Баб был публично казнён. Большинство выдающихся сторонников Баба погибло, и вскоре стало очевидно, что Бахаулла — единственный, Кому остальные бабиды могут доверить руководство общиной.
Откровение
В 1852 году Бахауллу ложно обвинили в причастности к покушению на жизнь иранского шаха Насир ад-Дина. Когда был выдан ордер на арест, Бахаулла Сам отправился навстречу Своим обвинителям, к немалому удивлению тех, кто был послан Его арестовать. Они провели Его, босого и в цепях, по улицам Тегерана и бросили в печально известную подземную темницу «Чёрная Яма».
Это подземелье когда-то служило резервуаром для сточных вод общественной бани. Заключённые пребывали в зловонной яме, скованные вместе тяжёлыми цепями. Шрамы от этих цепей остались на теле Бахауллы до конца Его жизни.
Но именно в этих ужасающих условиях Бог открыл Бахаулле Его великое положение. Человечеству посчастливилось получить описание этого необычайного момента в истории религии, записанное Самим Богоявлением: «Во дни, что Я провел в тегеранской тюрьме, Мне было не до сна в зловонной темнице под тяжестью цепей, но когда случалось задремать, Я чувствовал, словно нечто изливается с Моей главы на грудь, подобно могучему потоку, что низвергается оземь с вершины величественной горы. В такие минуты все тело Мое охватывал пламень, а с языка срывались речи, коих не вынес бы ничей слух».
Ссылка в Багдад
После четырех месяцев мучительного тюремного заключения, больной и измождённый, Бахаулла был вынужден навсегда покинуть родной Иран по приказу властей — Он и Его семья были сосланы в Багдад. Оставшиеся в живых последователи Баба начали все чаще обращаться к Бахаулле за моральным и духовным руководством. Благородство характера, мудрые советы, доброта, которой Он окружал всех без исключения, и все более заметные в Его личности признаки величия — все это постепенно объединяло разрозненную общину.
Рост влияния Бахауллы в общине последователей Баба вызвал жестокую зависть со стороны мирзы Йахйа, Его амбициозного младшего сводного брата. Мирза Йахйа предпринял ряд бесчестных попыток оклеветать Бахауллу и посеять семена подозрения и неуверенности среди Его товарищей. Не желая становиться причиной напряженности, Бахаулла удалился в горы Курдистана, где жил в течение двух лет, размышляя в одиночестве о возложенной на Него Божественной Миссии. Этот период Его жизни напоминает уход Моисея на гору Синай, отшельничество Христа в пустыне и одинокие странствия Мухаммада по аравийским холмам.
Тем не менее, даже в этом отдалённом регионе стала постепенно распространяться слава о Бахаулле. Люди передавали из уст в уста слух, что там появился Человек необычайной мудрости и красноречия. Когда эти слухи достигли Багдада, бабиды узнали в Нем Бахауллу, отправились за Ним и умоляли вернуться.
Вернувшись в Багдад, Бахаулла наполнил жизнь последователей Баба новой энергией; уважение к общине начало расти, а слава о Нём Самом широко распространилась. Также в этот период Им были написаны известные Труды: Сокровенные Слова, Семь Долин и Книга Несомненности (Китаб-и-Икан). Хотя Он еще не заявил публично о Своей Миссии, в этих Скрижалях чувствовалось Божественное Слово.
Растущая слава Бахауллы вновь пробудила утихшую было зависть и злобу среди исламского духовенства. В адрес иранского шаха направлялись письма с просьбами о том, чтобы он просил османского султана удалить Бахауллу подальше от иранской границы. Бахаулле было объявлено о повторном изгнании.
В конце апреля 1863 года, незадолго до того, как покинуть окрестности Багдада и отправиться в Стамбул (известный на Западе в то время как Константинополь), Бахаулла и Его спутники в течение двенадцати дней оставались в саду, который Он нарек «Ризван», что означает «Рай». Там, на берегу реки Тигр, Бахаулла объявил Себя Тем, о Ком возвестил Баб — Посланником Божиим для эпохи всеобщей зрелости человечества, предсказанным всеми Писаниями мировых религий.
Дальнейшее изгнание
Через три месяца после отъезда из Багдада Бахаулла и Его спутники достигли Константинополя. Они оставались там в течение всего четырех месяцев, после чего их сослали дальше, в город Эдирне (Адрианополь). Это было изнурительное путешествие, проделанное во время необычайно морозной зимы. В Адрианополе их разместили в доме, в котором было совершенно невозможно защититься от холода.
Современный вид дома Ризы-бека в Адрианополе (Эдирне), где Бахаулла проживал в течение одного года. На заднем плане — мечеть султана Салима.
Бахаулла назвал Адрианополь «отдаленной темницей». Тем не менее, несмотря на неблагоприятные условия, в которых были вынуждены жить ссыльные, боговдохновенные стихи продолжали изливаться из-под пера Бахауллы, а Его послания достигли даже столь отдаленных мест, как Египет и Индия.
В течение этого периода мирза Йахйа, амбициозный сводный брат Бахауллы, предпринял попытку отравить Его. Бахаулла выжил, но до конца жизни у Него дрожали руки, что отразилось на Его почерке.
В сентябре 1867 года Бахаулла начал являть послания монархам и правителям мира. Он открыто провозгласил Своё положение и возвестил наступление зари Новой Эры. Он призвал мировых лидеров отстаивать дело справедливости, иначе, пророчествовал Бахаулла, человечеству придется пройти через катастрофические потрясения. Он призвал создать особую организацию, в рамках которой лидеры земли могли бы вести переговоры и установить прочный мир. Его предупреждения были проигнорированы.
Продолжающаяся кампания клеветы со стороны недоброжелателей Бахауллы заставила османское правительство изгнать Его еще раз, на сей раз, в свою самую мрачную колонию — средиземноморский город-тюрьму Акку, куда Бахаулла прибыл 31 августа 1868 года и где провел остаток Своей жизни.
Первые два года пребывания в Акке Бахаулла находился в заточении, в одиночной камере, куда не допускали даже Его родных, находящихся в той же тюрьме. Позже Его вместе со спутниками переселили в небольшой дом, расположенный в пределах городских стен. Жители и власти Акки убедились в невиновности небольшой группы бахаи, сосланных в их город, и высокие духовные качества бахаи, особенно старшего сына Бахауллы, Абдул-Баха, смягчили их сердца. Как и в Багдаде, так и в Адрианополе благородство характера Бахауллы постепенно завоевало Ему уважение среди местных жителей, в том числе среди некоторых их лидеров. Через несколько лет двери города-тюрьмы раскрылись перед Бахауллой и Его последователями.
Наконец, Ему было позволено жить в относительно комфортных условиях — в доме, который теперь известен как Усадьба в Бахджи. В этом доме в мае 1892 года Бахаулла покинул сей мир, находясь на вершине духовного могущества и славы, все еще оставаясь узником Османской империи.
Украшенный экземпляр Китаб-и-Акдас, изготовленный по заказу Абдул-Баха в 1902 году
В Акке Бахаулла явил Свою самую важную работу, Китаб-и-Акдас («Наисвятая Книга»), где установил основные законы и принципы Своей Веры и заложил основы для построения новой всемирной цивилизации.
Последние годы
В конце 70-х годов XIX в. Бахаулла, формально оставаясь заключенным, получил некоторую свободу передвигаться за пределами городских стен, что позволило Его последователям встречаться с Ним в относительно спокойной обстановке. В апреле 1890 года профессор Эдвард Гренвилл Браун из Кембриджского университета встретился с Бахауллой в арендованном для Него доме недалеко от Акки.
Особняк Мазра’и — один из домов, где Бахаулла жил после освобождения из тюрьмы в Акке.
Браун так описал эту встречу: «Лицо, на которое я взирал, я никогда не смогу забыть, но и не смогу описать. Эти проницательные глаза, казалось, читали в самой глубине моей души. Не было нужды спрашивать, в чьем присутствии я нахожусь, и я склонился пред тем, кто есть предмет такого обожания и такой любви, коим могут позавидовать цари, и о которых тщетно вздыхают императоры».
Земная жизнь Бахауллы закончилась 29 мая 1892 года. В Своем Завещании Он назначил Своим преемником и главой Веры Своего старшего Сына, Абдул-Баха. Впервые в истории Основатель мировой религии назначил Себе преемника в письменном виде, чтобы никто не мог в этом усомниться. Выбор преемника — краеугольный камень института, известного как «Завет Бахауллы». Именно Завет сохраняет единство общины бахаи на протяжении всей ее истории.
«Откровение, что с незапамятных времен провозглашалось Целью и Обетованием всех Пророков Бога и заветнейшим Желанием Его Посланников, ныне, по всеохватной Воле Всемогущего и Его неодолимому велению, явлено людям». – Бахаулла
«Я – Солнце Мудрости и Океан Знания. Я – путеводная Звезда, что освещает путь. Я – Царственный Сокол на деснице Всемогущего. Я расправляю поникшие крылья всякой израненной птицы и помогаю ей начать свой полет». – Бахаулла
«Я томлюсь не бременем заточения. Меня не печалят унижение или муки, что выношу Я от рук Моих врагов. Жизнью Моей клянусь! Сие — слава Моя, слава, коей Бог украсил Самого Себя. Когда бы ведали вы о сем!» – Бахаулла