Побудова життя громади

«Когда души станут истинными верующими, они обретут духовное родство».
Абдул-Баха

«Возвысьтесь же в вашей добродетели, чтобы телу этого мира была ниспослана душа живая, и сберегите это нежное дитя – человечество – до поры его зрелости. Зажигайте при каждой возможности, при каждой встрече свечу любви, радуйте и поддерживайте сочувствием каждое сердце. Позаботьтесь о чужом, как о своем ближнем, и проявите к чужой душе такую же любовь и доброту, какой вы одариваете своих дорогих друзей».

Абдул-Баха

Построение общин – это создание новой модели общества

Мы призвали бахаи видеть в своих начинаниях по построению общин создание новой модели того, каким может быть общество. Если рассматривать ее во всей полноте, то эта модель пестует способность к служению — для предоставления образования младшим поколениям, для взращивания сил молодежи, для духовного образования детей, для укрепления способности полагаться на влияние Слова Божьего, сопровождая других на поприще служения, а также для социально-экономического развития народа в свете божественного учения для нынешнего века. Существенной для этой модели является молитвенная встреча — общинный аспект набожной жизни и одно измерение концепции

Машрикул-Азкар, — которая предоставляет вашей общине превосходную возможность не только поклоняться Всемогущему и просить Его благословений для вашей жизни, но и распространять на ваших сограждан духовную энергию молитвы, восстанавливать для них чистоту поклонения, зажигать в их сердцах веру в Божьи подтверждения и укреплять в них — не менее чем в самих себе — стремление служить нации и человечеству и проявлять конструктивную стойкость на пути справедливости.

ВДС, 2014, 18 декабря

Все же, знание о том, что посреди дезинтеграции начинает складываться новый вид коллективной жизни, который дает практическое выражение всему, что есть небесного в человеческих существах, таит в себе утешение. Мы наблюдаем, как — особенно в тех местах, где поддерживается интенсивность деятельности по обучению Вере и построению общиныдрузьям удалось уберечься от сил материализма, которые угрожают расточить их бесценную энергию. Помимо этого, справляясь с разными другими делами, требующими их времени, они никогда не теряют из виду стоящие перед ними священные и неотложные задачи. Такая внимательность к нуждам Веры и насущным интересам человечества требуется в каждой общине. Там, где программа роста была установлена в ранее неоткрытом кластере, мы видим, как первые проявления деятельности возникают благодаря любви к Бахаулле, хранимой в сердце преданного верующего. Несмотря на разные степени сложности, к которым со временем необходимо приспособиться по мере роста размеров общины, вся деятельность начинается с этой простой нити любви. Это — жизненно важное волокно; из него плетется узор терпеливого и сосредоточенного усилия, которое направлено на то, чтобы цикл за циклом знакомить детей, молодежь и взрослых с духовными идеями; взращивать тягу к поклонению через встречи для чтения молитв и обращения к Богу; побуждать разговоры, которые озаряют понимание; направлять непрерывно растущее число людей на изучение, в течение всей жизни, Созидательного Слова и его воплощение в дела; развивать, вместе с другими, способность к служению и сопровождать друг друга в применении того, что было изучено. Любимые друзья, возлюбленные Красоты Абха! Мы горячо молимся за вас каждый раз, когда предстаем у Его Святого Порога, чтобы ваша любовь к Нему дала вам силу посвятить свою жизнь Его Делу.

из Послания к Ризвану 2015, ВДС

Особого упоминания заслуживают обильные озарения, появляющиеся в кластерах и расположенных в них центрах интенсивной деятельности, где динамика общинной жизни охватила значительное число людей. Мы с удовольствием отмечаем, как в таких местах культура взаимной поддержки, основанная на товариществе и смиренном служении, утвердилась вполне естественным образом, давая возможность систематически приводить все больше душ в круг деятельности общины. Действительно, во все большем количестве обстановок движение населения к видению Бахауллы для нового общества кажется уже не просто захватывающей перспективой, а зарождающейся реальностью.

Мы желаем обратить дополнительные слова к тем из вас, в чьем окружении еще должен произойти заметный прогресс и кто жаждет изменения. Питайте надежду. Так будет не всегда. Разве история нашей Веры не исполнена повествований о неутешительных первых шагах, но изумительных результатах? Сколь много раз деяния нескольких верующих — молодых или старых — или одной семьи, или даже одинокой души, получив подтверждение от силы божественной поддержки, приводили к взращиванию динамичных общин в, казалось бы, неприветливых краях? Не думайте, будто ваш личный случай чем-то отличается по своей сути. Изменение в кластере, будь оно стремительным или тяжело завоеванным, берет начало не от шаблонного подхода и не от случайной деятельности; оно происходит в ритме действия, размышления и совещания и продвигается с помощью планов, которые появляются в результате опыта. Кроме того, служение Возлюбленному — какими бы ни были его непосредственные плоды — само по себе есть источник неизменной радости для духа. Не унывайте, обращаясь в том числе и к примеру ваших духовных братьев в Колыбели Веры: как их конструктивное мировоззрение, их несгибаемость как общины и их неколебимость в продвижении Божественного Слова приводят к изменениям в их обществе на уровне мысли и дела. Бог пребывает с вами, с каждым из вас. В течение двенадцати месяцев, оставшихся до окончания Плана, пусть каждая община продвинется со своего нынешнего положения к более сильному.

Ризван 2015 г. ВДС

На предыдущем заседании рассматривалась важность того, чтобы молодежь поддерживала друг друга и вместе продвигалась вперед в служении обществу. Было ясно, что построение нового общества во многом зависит от искренних усилий растущего числа людей, которые способны «вплетать личные инициативы и совместные мероприятия в эффективную модель согласованных действий»22. В свете этого мы просим вас сейчас поразмышлять о том вкладе, который ваше поколение может внести в построение жизнедеятельных общин в соседствах и деревнях, и в других местах, где можно встретить людей, желающих играть свою роль в коллективном преобразовании.

Чтобы рассмотреть этот вопрос, важно сделать короткий обзор некоторых элементов системы действий, которая направляет усилия всемирной общины бахай. Действия общин бахай по построению нового общества, вдохновленного учением Бахауллы, происходят, по большей части, в контексте кластера — поддающейся управлению географической области, состоящей из деревень и, возможно, небольшого города, или же большого города с пригородами. Основная задача в каждом кластере заключается в том, чтобы через применение учения Бахай укреплять трех поборников в процессе перемен: отдельного человека, общину и институты Веры. Эта работа предполагает взращивание с помощью процесса института увеличивающегося числа людей, способных содействовать духовному и социальному прогрессу; построение жизнедеятельных местных общин, в которых «отдельные люди, семьи и институты… [работают] совместно с общей целью ради благосостояния людей как на ее территории, так и за ее пределами»23, и развитие институтов, обладающих способностью мобилизовать, направлять и объединять энергию многочисленных друзей, жаждущих служить. Кластеры неизбежно находятся на разных стадиях развития в зависимости от числа и эффективности тех, кто трудится ради перемен, а также силы и прогресса местных общин и институтов. В некоторых кластерах бахай еще предстоит начать прилагать усилия для построения нового общества.

В каждом кластере друзья сталкиваются с различными обстоятельствами. Многие из них живут в преимущественно однородных деревнях, расположенных в сельских районах, или же нередко в разнородных по своему составу соседствах больших городов. Некоторые местности характеризуются сильным общинным духом, в других он явно отсутствует. Друзья в кластере могут общаться с другими и на основе определенных общих интересов, например, учебы в конкретном университете или членства в профессиональной или общественной организации, что не ограничивается каким-либо физическим местом. Чтобы строить новое общество, друзья в этих обстоятельствах и пространствах стремятся взращивать способность применять учение Бахауллы. Ни одно общество не может достигнуть возможного на данном этапе человеческой жизни духовного и социального прогресса без бескорыстного служения его членов.

12

Размышляя об усилиях молодого поколения, направленных на то, чтобы идти по пути служения, важно думать о том, как они могут «взращивать в своих соседствах и деревнях энергичную общинную жизнь».24 Нижеприведенный рассказ и вопросы помогут вам посовещаться на тему вашего вклада в построение общин, которые во все большей степени будут отражать видение Бахауллы для человечества.

Из материалов молодежной конференции, июль-октябрь 2013

Община бахаи объединяет вместе людей разного происхождения в обстановке, отличающейся духовным характером и свободной от постоянных конфликтных отношений. В общине бахаи нет места постоянным распрям, что являются следствием одностороннего мировоззрения. Дела общины не направляются правящим классом духовенства, претендующего на исключительность и привилегии. Община бахаи выбирает принцип работы, который характеризуется действием, размышлением, консультацией и изучением – изучением, которое подразумевает не только постоянное обращение к писаниям Веры, но и научный анализ возникающих моделей действий.

Община учится тому, как претворить такой принцип обучения в действие, как гарантировать участие возрастающего числа в накоплении и применении соответствующих знаний, и как разработать структуры для систематизации и распространения мирового опыта и справедливого распределения пройденных уроков – все это само по себе является объектом постоянного изучения

Развитие способностей для построения общины – как обеспечить систематическую деятельность, предотвратить рассеивание усилий, как привнести отдельные элементы коллективного принятия решений к широким массам, как создать общину, которая будет осознавать свою собственную миссию, как приглашать в деятельность представителей различных слоев (особенно детей и подростков), как поощрять всеучастие.

Развитие общины начинается с простых действий, и место, где начинается такая деятельности, может быть двор или село – соседством.
Органичное развитие общины будет в том случае, если в этой местности начат учебный процесс, в основе которого положено изучение Писаний Бахаи. Именно учебный процесс помогает развивать способности личности для служения, которые в свою очередь помогают плести орнамент общинной жизни.
Действия общины последовательны и для них необходимы усилия всех.

«Если небольшая группа людей вместе собирается с любовью, с абсолютной чистотой и святостью, если сердца их отрешены от мира, и они испытывают небесные чувства Царствия Божьего и мощные притягивающие силы Божества, и если они едины в своем счастливом содружестве, то  воздействие такого собрания выйдет далеко за его пределы».

Абдул-Баха

 

«Они должны стоять плечом к плечу с друзьями, поддерживая их в стараниях и разделяю их радость. Некоторые из этих друзей будут стремительно выходить на передний край деятельности, другие будут двигаться вперед менее решительно, однако всем необходимы поддержка и воодушевление, и не в качестве абстрактной теории, а на основе глубоких знаний, которые обретаются только благодаря работе плечом к плечу на поприще служения. Вера в способности каждого человека, выражающего желание служить, будет иметь важное значение для усилий тех, кто должен заручиться искренним участием верующих в Плане».

Всемирный Дом Справедливости

В обществе в переходной стадии человечества взаимоотношения характеризуются разобщенностью. Завязли в борьбе за власть, которая в конечном итоге оказывается тщетной.

Бахаи взращивают такие отношения, которые основаны на осознании единства человечества. Все действия пропитаны радостью сотрудничества, согласия и любви.

Община постоянно растущая, приглашающая вместе исследовать действительность, вступать в беседы об окружающем их мире, желающих участвовать в коллективных усилиях, направленных на преобразование мира.

Учебный процесс помогает слаженности, так как дает возможность как росту общины так как и развитию способностей для служения. Тогда, исследование и применение учения становится широко распространенной привычкой, и коллективные усилия общины наполняются духом совместного богослужения, рожденным благодаря молитвенным встречам. Изящное вплетение искусств в разнообразные виды деятельности увеличивает приток энергии, которая мобилизует верующих. Занятия по духовному воспитанию детей и подростков помогают укреплению основ Веры в среде местного населения.

По мере того, как укрепляется духовное основание общины, а также повышается уровень общения в коллективе, социальные взаимоотношения друзей обретают новый смысл и их взаимодействие наполняется чувством общей цели.

Ложные постулаты о природе человека, неверие в потенциал человека – то что мешает коллективному преобразованию личности и общества.

Их надежды разбиваются об ошибочные представления о природе человека, которые настолько пронизывают структуры и традиции большей части современного образа жизни, что обрели статус общепринятого факта.

Цель всякого Богоявления заключается в том, чтобы преобразить как внутреннюю жизнь, так и внешние условия человечества. И это преобразование происходит естественным образом, когда растущее число людей, объединенных Божественными заповедями, коллективно стремятся развивать духовные способности, чтобы внести вклад в процесс общественных перемен

Построение нового общества зависит от искренних усилий растущего числа людей, которые способны вплетать личные инициативы и совместные мероприятия в эффективную модель согласованных действий.

Формирование общины и продвижение роста

Неотложные задачи, содержащиеся в послании к Конференции Советников, уже преобразуются в решительные планы действия. Десятилетия героических усилий сформировали общину и помогли ей обрести долю проверенного на опыте умения пестовать рост, закалив ее для текущего момента. Последние два десятилетия в особенности заметно ускорили этот долгожданный рост компетентности.

 

В течение этого периода внедрение развивающейся системы действия помогло друзьям последовательно взращивать и оттачивать насущные способности, давая вначале толчок простым актам служения, что приводило к более проработанным моделям действия, и это в свою очередь требовало развития еще более сложных способностей. Таким образом, систематический процесс развития человеческих ресурсов и построения общины был начат в тысячах кластеров — и во многих из них он далеко продвинулся. Основное внимание не было направлено только лишь на отдельного верующего, или на общину, или на институты Веры; все три неразделимых участника эволюции нового Мирового порядка побуждаются духовными силами, высвобожденными благодаря развертыванию Божественного Плана. Знаки их прогресса становятся все более явными — в уверенности, что обрели бесчисленные верующие, дабы делиться рассказами о жизни Бахауллы и обсуждать последствия Его Откровения и несравненного Завета; в растущих отрядах душ, которые в результате были привлечены к Его Делу и вносят свой вклад в достижение Его объединяющего видения; в умении бахаи и их друзей на самом базовом уровне общины выразительно описывать свой опыт процесса, который может преобразовывать характер и формировать социальное бытие; в значительно большем количестве местных жителей страны, которые, будучи членами институтов и служб бахаи, сейчас направляют дела своих общин; в надежном, щедром и жертвенном даянии в фонд, столь необходимом для того, чтобы содействовать продвижению Веры; в беспрецедентном расцвете индивидуальной инициативы и коллективного действия в поддержку деятельности по построению общины; в энтузиазме столь многих самоотверженных душ, находящихся на пике своей молодости, которые привносят невероятную живость в эту работу, особенно через предоставление духовного образования более младшим поколениям; в укреплении молитвенного духа общины через регулярные встречи для поклонения; в повышении способности на всех уровнях администрации бахаи; в готовности институтов и служб Веры, а также верующих мыслить категориями процесса, читать свою непосредственную реальность и оценивать свои ресурсы в тех местах, где они проживают, и составлять на этой основе планы; в ныне хорошо знакомой динамике изучения, совещания, действия и размышления, которая развивает интуитивное состояние научения; в расширяющемся осознании того, что означает применять принципы Учения в социальном действии; в умножающихся возможностях, которые находят и используют, чтобы предлагать 2

 

точку зрения бахаи на преобладающие в обществе дискурсы; в осведомленности глобальной общины о том, что во всех своих начинаниях она приближает возникновение божественной цивилизации, проявляя созидающую общество силу, заложенную в Деле; и, поистине, в растущем осознании друзей, что их усилия, направленные на то чтобы пестовать внутреннее преобразование, расширять круг единства, сотрудничать с другими на поприще служения, помогать группам населения брать на себя ответственность за свое духовное, социальное и экономическое развитие, — и через все подобные усилия способствовать улучшению мира, — выражают истинное предназначение религии как таковой.

ВДС, Ризван 2016 года

Конечно, вопросы, которые должен решить этот процесс обучения, начавшийся сегодня во всех регионах мира, многочисленны:

 

как собрать вместе людей разного происхождения в обстановке, свободной от постоянной угрозы конфликта и отличающейся своим духовным характером, которая вдохновит их отставить сеющие распри способы предвзятого мышления, создаст высокую степень единства мысли и действия и вызовет искреннее участие;

 

как организовать дела общины, в которой отсутствует правящий класс со священническими функциями, который мог бы претендовать на исключительность и привилегии;

 

каким образом обеспечить возможность массам мужчин и женщин освободиться от оков пассивности и цепей угнетения для того, чтобы участвовать в видах деятельности, способствующих их духовному, социальному и интеллектуальному развитию;

 

как помочь молодежи пройти этот критически важный этап жизни и наделиться силой направить свою энергию на продвижение цивилизации;

 

как создать динамику внутри семьи, ведущую к материальному и духовному процветанию, не прививая молодому поколению чувства отчуждения по отношению к иллюзорным «другим» и не взращивая в них инстинкта эксплуатировать тех, кто относится к этой категории;

 

как сделать так, чтобы процесс принятия решений выигрывал от разнообразия мнений благодаря совещательному процессу, который, если понимать его как коллективное исследование реальности, способствует отрешению от личных взглядов, отдает должное значение достоверной фактической информации, не возвышает простое мнение до статуса факта и не определяет истину как компромисс между группами противоположных интересов.

 

Чтобы исследовать эти и многие другие вопросы, которые возникнут непременно, община бахаи осваивает режим работы, характеризуемый действием, размышлением, консультацией и изучением – изучением, которое подразумевает не только постоянное обращение к Писаниям Веры, но и научный анализ разворачивающихся моделей.

 

Действительно: как сохранять такой режим научения в действии, как обеспечивать участие растущего числа людей в генерировании и применении соответствующих знаний, как разработать структуры для систематизации расширяющегося мирового опыта и для равноправного распределения извлеченных уроков, все это само по себе является объектом регулярного анализа.

Всемирный Дом Справедливости, 2 марта 2013 года

Взаимоотношения верующего, общины, институтов_построение цивилизации

В сердцевине процесса научения лежит исследование природы отношений, связывающих индивидума, общину и общественные институты – действующих лиц исторической арены, которые во все времена боролись друг с другом за власть. В этом контексте теория о том, что отношения между ними будут неминуемо подчиняться диктату конкуренции, как понятие, игнорирующее неограниченный потенциал человеческого духа, была отвергнута в пользу более вероятного предположения о том, что их гармоничное взаимодействие может благоприятствовать развитию цивилизации, подобающей зрелому человечеству. Усилия бахаи раскрыть природу новой совокупности отношений между этими тремя поборниками одухотворяются видением будущего общества, которое черпает вдохновение из аналогии, обрисованной Бахауллой в Скрижали, явленной почти полтора столетия назад, где мир сравнивается с человеческим телом. Сотрудничество – вот принцип, который управляет функционированием этой системы. Подобно тому, как появление наделенной разумом души в сем царстве существования становится возможным через сложное соединение бесчисленных клеток, организация которых в тканях и органах позволяет выполнять специфические свойства, так и цивилизацию можно считать результатом ряда взаимодействий между тесно интегрированными, разнообразными элементами, вышедшими за пределы узкой цели заботиться лишь о собственной жизни. И подобно тому, как жизнеспособность каждой клетки и каждого органа зависит от здоровья тела в целом, процветание каждого индивидума, каждой семьи, каждого народа следует искать в благополучии всего человеческого рода. В соответствии с таким видением, институты, понимая потребность в координированном действии, направленном к плодотворным целям, стремятся не контролировать, но взращивать и направлять индивидуумов, которые в свою очередь охотно принимают руководство, но не в слепом повиновении, а с верой, опирающейся на осознанное знание. Тем временем, община берет на себя задачу поддерживать такую среду, в которой силы индивидуумов, желающих добросовестно осуществлять самовыражение в соответствии с общим благом и с планами институтов, преумножаются в объединенном действий.

ВДС, 2 марта, 2013