Матеріальний прогрес можливий тільки при прогресі на духовному рівні

 

“Материальная цивилизация подобна стеклу лампы. Божественную же цивилизацию можно уподобить самой лампе, и если внутри лампы нет огня, стекло не светится.”

Абдул-Баха

О цивилизации

«Цивилизация, – сурово предупреждает Он, – столь часто восхваляемая учеными мужами гуманитарных и точных наук, если ей будет позволено выплеснуться за пределы разумного, обернется большим злом людям… Если ее развитие будет доведено до крайностей, цивилизация окажется столь же щедрым источником зла, сколь щедрым источником добра она являлась, пока ее удерживали в разумных пределах».

Шоги Єффенди, Пришествие Божественной справедливости

 

Избранное из Писаний Абдул-Баха:

[удерживание от нежелательных поступков материальной цивилизацией]

  1. По поводу различий между ныне господствующей материальной цивилизацией и цивилизацией божественной, коя явится одним из тех благ, что будут дарованы миру Домом Справедливости, скажем следующее. Материальная цивилизация с помощью карательных мер и законов старается удержать людей от совершения преступных деяний; число подобных законов, как вы знаете, год от года множится, однако не существует законов, предусматривающих вознаграждение человека. Во всех крупных городах Европы и Америки построены огромных размеров здания, в которых отбывают наказание преступники.

[Божественная цивилизация]

105.1. В условиях божественной цивилизации каждый член общества будет получать такое воспитание, что никто, за редчайшим исключением, не станет совершать преступлений. Велика разница между пресечением преступлений, осуществляемым с помощью мер насилия и возмездия, и воспитанием, просвещением и развитием духовности людей, которые приводят к тому, что человек будет воздерживаться от всякого преступного деяния отнюдь не из страха наказания или возмездия. В самом преступлении люди станут усматривать величайший позор и тяжелейшее наказание. Они будут устремляться по пути человеческих совершенств, посвящать свою жизнь тому, что несет миру свет, развивать те качества, кои достойны похвалы при Священном Пороге Господа.

105.2.  Уразумейте же, сколь велико различие между материальной цивилизацией и цивилизацией божественной. Материальная цивилизация пытается силой и угрозой наказания удержать людей от зла, от дурных поступков и преступлений. В условиях божественной цивилизации человек достигает такой ступени развития, что безо всякой угрозы возмездия он отвращается от зла, усматривает в самом преступлении суровейшее наказание, добровольно и радостно устремляется по пути добродетели и совершенствования, дабы содействовать продвижению человечества вперед и нести свет миру.

Откровение Бахауллы оказывает влияние на внутреннюю суть человека и на общество, разворачивание деятельности бахаи создает ядро новой цивилизации

“Откровение Бахауллы необъятно. Оно предусматривает глубокие изменения не только на уровне личности, но также в структуре общества. «Не является ли целью всякого Откровения,— провозглашает Он Сам,— осуществить преображение всей сути человечества, преображение, кое должно проявиться и физически, и духовно, коему предначертано затронуть как внутреннюю жизнь, так и внешние условия?» Деятельность, которая разворачивается сегодня в каждом уголке земного шара, представляет собой самый последний по времени этап непрерывных усилий бахаи по созданию ядра славной цивилизации, предначертанной в Его учении, строительство которой — предприятие бесконечной сложности и масштаба, для осуществления которого от человечества потребуются столетия напряженного труда. Нет коротких путей, нет готовых формул. Только когда будут приложены усилия, чтобы использовать мудрость Его Откровения, задействовать накопленное человеческим родом знание, разумно применять Его учение в жизни человечества и совещаться по возникающим вопросам, тогда появится необходимый опыт и разовьется потенциал.

ВДС, Ризван 2010 года

ПРОДВИЖЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Заявления, которые вы уже обсудили, были направлены на то, чтобы помочь вам подумать над некоторыми аспектами жизни поколения молодежи, сознающей видение Бахауллы о новом обществе. Перед тем, как продолжить изучение данного, последнего заявления, вам может быть полезным поделиться тем, как продвинулось ваше понимание.

Усилия бахай и их друзей по построению общины — это не просто хорошие социальные проекты, выполняемые бескорыстными людьми. Они основаны на вере в то, что человечество переживает особое время в своей истории. Человечество в своем развитии прошло через стадии, схожие с младенчеством и подростковым возрастом, и теперь находится в начале периода зрелости. Два неразрывно связанных процесса — интеграции и дезинтеграции — продвигают человечество вперед. Процесс дезинтеграции заметен в насилии, войнах и коррупции, которые сопутствуют падению устаревшего порядка, неспособного ответить на нужды взрослеющего мира. Он вызывает немалое смятение и страдание, но также способствует устранению барьеров, стоящих на пути к достижению единства среди людей. Процесс интеграции связан с духовными силами, высвобожденными с приходом Бахауллы. С одной стороны, эти силы побуждают растущее число людей повсюду работать ради единства и прогресса. С другой стороны, они постепенно преображают облик общества посредством сознательных усилий бахай и их друзей.

Цель обоих процессов — как дезинтеграции, так и интеграции — заключается в создании всемирной цивилизации, подобия которой еще никто никогда не видел. Их конечная цель — развитие объединенного и мирного глобального сообщества, которое продвигается и в духовном, и в материальном отношении. Абдул-Баха говорит:

Материальная цивилизация подобна лампе, а духовная цивилизация — свету в ней. Если материальная и духовная цивилизации объединятся в единое целое, то лампа озарится светом, и исход будет прекрасным.26

Цель построения новой цивилизации требует совершенного изменения организации общества, а также поведения и манер людей. В этой связи учение Бахауллы направлено на «преображение рода человеческого, преображение как внешнее, так и внутреннее, касающееся как духовной жизни, так и внешних условий» 7.

Поэтому для построения цивилизации крайне важно признать, что люди всего мира, а в действительности каждой общины, едины. Признание этой важной истины имеет многочисленные последствия для жизни общины и общества в целом. В этот день все люди мира получают равную долю благосклонности и милости единого истинного Бога и во всем своем многообразии разделяют право и долг вносить вклад в создание нового мира. Когда отношения между членами какой-либо общины и между ними и институтами отличаются любовью и справедливостью, всем предоставляется возможность использовать

17

свои дарованные Богом качества для продвижения общественного блага. Когда духовное и научное знание доступно всем, члены общины могут вместе учиться применять его к своей коллективной жизни. Это связано с обсужденными в предыдущих заявлениях начинаниями бахай по построению общины, которые набирают интенсивность во многих кластерах, соседствах и деревнях по всему миру. Изменение в культуре, которое они несут, служит свидетельством того, как новое общество возникает благодаря усилиям растущего числа людей, направленным на применение учения Бога, явленного в наше время, к жизни все большего числа общин.

Последствия для жизни отдельного человека, жаждущего внести вклад в продвижение цивилизации, также значительны. Человек стремится обрести качества, отношение и способности, присущие эффективному участнику прогресса, и привносит в различные аспекты своей жизни — образование, работу, брак, семейную жизнь — сильное чувство миссии. Такой человек прилагает все силы к тому, чтобы соответствовать высоким идеалам Веры. Когда он учится избегать предрассудков любого рода, придерживаться высоких норм целомудрия и проявлять высокую нравственность во всех взаимодействиях с другими, он способен стать эффективным деятелем в начинании по изменению общества. В «усилиях, направленных на осуществление личного роста и соблюдение идеалов бахай»28, человек погружается в целеустремленную общину — среду, в которой истинное единство побуждает друзей всех возрастов помогать друг другу в достижении все более высоких уровней духовного, нравственного и интеллектуального совершенства.

Следовательно, с этой точки зрения человек, осознающий потенциал для создания нового мира, который таит в себе послание Бахауллы, будет, без всякого сомнения, находить великую радость в том, чтобы доносить его вдохновение до людей мира и давать им возможность восстать на исполнение своего долга в качестве сознательного строителя

новой цивилизации.

Материалы для участников молодежной конференции, июль-октябрь 2013

Без прогресса на духовном уровне не возможен прогресс на материальном уровне. Справедливость, щедрость, любовь и доброта, честность и надежность — вот те духовные качества, благодаря которым мы достигнем прогресса и в материальном, и в духовном плане.

Мир, в котором мы живем, полон горестей и страдает от разобщенности. Мы хотим построить новый мир, где люди будут жить в гармонии и где больше не будет войны и нищеты. Для того чтобы построить новый мир, нам следует начать этот процесс с нашей общины. Именно поэтому мы говорим сейчас о прогрессе в материальной и духовной жизни нашей деревушки Украина. Для того чтобы достичь прогресса в материальном плане, нам необходимо развивать сельское хозяйство, лучше заботиться о своем здоровье, открывать новые школы и активно заниматься производством и торговлей. В наших силах превратить наши дома, деревню и ее окрестности в удивительно красивое место, где каждый сможет наслаждаться чистотой окружающего мира.

При отсутствии духовности только немногие становятся богатыми, в то время как остальные продолжают жить в бедности.

Духовные качества нужны нам не только для того, чтобы улучшить мир. Они также необходимы нашей душе, жизнь которой не заканчивается на земле. Прогресс на материальном и духовном уровне означает, что каждый день мы стремимся к тому, чтобы наша жизнь стала совершенной как в материальном, так и в
духовном отношении; что мы много трудимся для того, чтобы на планете царили мир и справедливость; что мы готовимся к вечной жизни, полной радости и
счастья.

В обществе в целом, увы, симптомы постоянно усугубляющегося недомогания души умножаются и обостряются. Сколь поразительно, что в то время как народы мира испытывают нужду в истинном лекарстве и лихорадочно обращаются то к одной призрачной надежде, то к другой, вы коллективно совершенствуете инструмент, который связывает сердца со Словом Бога вечного. Сколь поразительно, что посреди какофонии предубежденных мнений и противоречивых интересов, которая повсюду становится более неистовой, вы сосредоточены на том, чтобы привлекать людей к совместному построению общин, что служат гаванью единства.

Цивилизация материальная и духовная

И еще в Учении Бахауллы сказано о том, что хотя материальная цивилизация, как одно из средств развития мира человеческого, не принесет человечеству желаемого счастья до тех пор, пока не будет сочетаться с цивилизацией Божественной. Вдумайтесь! Такие линейные корабли, что способны менее чем за час превратить в руины целый город,— результат материальной цивилизации; пушки Круппа, оружие Маузера, динамит, подводные лодки, торпедные катера, боевые самолеты и бомбардировщики — все эти орудия войны суть зловещие плоды материальной цивилизации. Если бы материальная цивилизация сочеталась с цивилизацией Божественной, эти ужасные орудия никогда не были бы созданы. Напротив, человеческая энергия была бы полностью направлена на то, чтобы появлялись полезные изобретения и делались достойные похвалы открытия. Материальная цивилизация подобна стеклу лампы. Божественную же цивилизацию можно уподобить самой лампе, и если внутри лампы нет огня, стекло не светится. Материальная цивилизация подобна телу. Сколь бы ни была она грациозна, изысканна и прекрасна, она сама по себе мертва. Божественная цивилизация подобна духу, а тело обретает жизнь от духа, иначе это труп. Посему очевидно, что мир человеческий нуждается в дыхании Святого Духа. Без духа человечество будет безжизненно, и если не будет сего света, оно пребудет в кромешной тьме. Ибо мир природы есть мир животный. Пока человек не родится вновь из мира природы, иными словами, пока не отрешится от мира природы, он по сути своей останется животным, и только Учение Божие способно превратить сие животное в человеческую душу.14

Абдул-Баха

Развитие цивилизации

Все люди сотворены для того, чтобы двигать вперед вечно развивающуюся цивилизацию. Всемогущий мне свидетель: поступать подобно диким зверям недостойно человека. Добродетели, подобающие достоинству его, суть терпение, милосердие, сострадание и доброта ко всем народам и племенам земли. Скажи: О друзья! Утолите жажду из кристального потока, струящегося благодаря небесной милости Того, Кто есть Господь Имен. Да вкусят и другие от вод сих во имя Мое, дабы предводители людей во всякой стране могли в полной мере постичь цель, ради коей была явлена Вечная Истина, и предназначение, ради коего они сами были сотворены.7

Бахаулла

Чем можете вы хвалиться по праву? Яствами ли вашими и напитками гордитесь вы, или богатствами, кои скопили в сокровищницах ваших, или многообразием и ценностью украшений, кои надеваете на себя? Когда бы истинная слава заключалась в обладании такими тленными вещами, тогда земля, по коей ступаете вы, должна величаться пред вами, ибо она кормит вас и одаряет вас всем этим по велению Вседержителя. В недрах ее содержится, по замыслу Божиему, все, чем владеете вы. Из них, в знак милости Его, извлекаете вы богатства свои. Воззрите же на положение свое, на то, чем вы гордитесь! О если бы вы могли постичь сие!

Но нет! Клянусь Тем, Кто держит в своей длани царство всего творения! Ваша истинная и непреходящая слава — лишь в твердой приверженности Божиим заповедям, искреннем соблюдении Его законов, в решимости вашей следить за тем, чтобы ими не пренебрегали, и в неуклонном продвижении по верному пути.8

Бахаулла

Честь же и отличие человека состоят в том, чтобы он стал источником общественного блага среди всех народов земли. Разве мыслима бóльшая награда для человека, чем то ощущение, когда, заглянув в себя, он понимает, что через укрепляющую благодать Божию стал источником мира и благополучия, счастья и процветания собратьев своих? Нет, клянусь единым Богом истинным, не бывает более великого блаженства, более совершенного счастья.9

Абдул-Баха