ШОГИ ЭФФЕНДИ

Чтобы гарантировать, что Его Откровение достигнет своей цели установления единого мира и защитит единство общины бахаи, Бахаулла назначил своего Старшего Сына, Абдул-Баха, Центром Своего Завета и установил создание Всемирного Дома Справедливости. В дальнейшем Абдул-Баха разработал принципы функционирования Всемирного Дома Справедливости и предписал, что после Его кончины бахаи должны объединиться вокруг Его старшего внука Шоги Эффенди, которого Он назначил Хранителем Веры Бахаи.

И Всемирному Дому Справедливости, и Хранителю было поручено вводить законы, защищать Веру и применять принципы Веры Бахаи к нуждам постоянно развивающегося общества.

В течение 36 лет Шоги Эффенди с необычайной дальновидностью, мудростью и преданностью систематически поддерживал развитие, углублял понимание и укреплял единство общины бахаи, которая росла и все полнее отражала разнообразие всей человеческой семьи.

Под руководством Шоги Эффенди уникальная система, данная Бахауллой для управления делами общины, продолжала быстро развиваться по всему миру. Он переводил Писания Бахаи на английский язык, развивал духовный и административный центр Веры в Святой Земле и в тысячах написанных им писем дал глубокое объяснение духовному измерению цивилизации и динамике социальных изменений, открыв вдохновляющее видение будущего человечества.

«Все были поражены столь широким спектром его достижений и характером его руководства, пробудившем в горстке обычных людей способности и возможности, о существовании которых они сами не предполагали» — Девид Хофман, автор и ведущий

Жизнь и работа Шоги Эффенди

Начиная с 1921 года и до дня своей смерти в 1957 году, Шоги Эффенди был полностью погружен в возложенную на него, как Хранителя Веры Бахаи, работу. Под его руководством происходили рост и развитие общины бахаи по всему миру на важном этапе своего становления.

Ранние годы

Шоги Эффенди, будучи потомком как Баба так и Бахауллы, родился в Акке в тот период, когда его Дедушка, Абдул-Баха, все еще был в заточении. С ранних лет, стойкость веры в сочетании с глубокой преданностью к своему Деду мотивировали каждое действие Шоги Эффенди. Одной из его целей было освоение английского языка, чтобы иметь возможность служить в качестве секретаря и переводчика Абдул-Баха, поэтому, весной 1920 года он начал учебу в Оксфордском университете, где достиг высокого уровня владения английским языком.

Весть о вознесении Абдул-Баха в ноябре 1921 года стала тяжелым ударом для Шоги Эффенди. Вернувшись в Хайфу в состоянии глубокого горя, он узнал, что Абдул-Баха в Своей «Воле и Завещании» назначил его Хранителем Веры Бахаи.

Несмотря на глубокие личные переживания Шоги Эффенди энергично приступил к исполнению непростых обязанностей. Его намерением было выполнить положения, которые он впоследствии определил как три «хартии» Веры Бахаи: «Скрижаль горы Кармель», написанная Бахауллой, которая устанавливала развитие Всемирного Центра Бахаи на Святой Земле; «Воля и Завещание» Абдул-Баха, излагавшая основы развития администрации бахаи; и написанные Абдул-Баха «Скрижали Божественного Плана», дающие руководящие принципы и пути глобального расширения общины бахаи.

После вознесения Абдул-Баха Вера Бахаи вступила в новый этап своего развития. Период, который Шоги Эффенди описывал, как «Апостольская Эпоха» или «Героический Век», закончился, пришло время «Века Созидания». Его собственное положение Хранителя Веры подразумевало подход и стиль руководства совершенно отличные от тех, которые демонстрировал Абдул-Баха.

В 1937 году Шоги Эффенди женился на Мэри Максвелл из Монреаля, Канада, которая впоследствии стала известна миру бахаи как Аматуль-Баха Рухийя Ханум. Несколько лет спустя, в послании Национальному Духовному Собранию Бахаи Канады, Хранитель описал ее как «моя помощница, щит мой … и мой неутомимый соратник в трудных задачах, стоящих передо мной».

Создание Администрации Бахаи

Развитие Административного Порядка Бахауллы находилось в центре внимания деятельности Шоги Эффенди. По мере своего развития, институты бахаи направляют и координируют действия общин и отдельных бахаи, обеспечивая выполнение Божественного Плана. Первоначально структура избираемых местных и национальных институтов бахаи, Духовных Собраний, требовалась для управления делами растущей общины. Шоги Эффенди руководил зарождением этих институтов с тем, чтобы они могли осуществлять широкий спектр видов деятельности, таких как распространение Учения, издательство литературы и организации жизни общины, учась процессу коллективного принятия решений, как это предусмотрено Бахауллой.

В 1937 году, спустя 16 лет после вознесения Абдул-Баха, административный потенциал в ряде стран достиг достаточного уровня, и Шоги Эффенди смог приступить к реализации планов по дальнейшему распространению Учения Бахаи и созданию общин по всей планете для выполнения «Скрижалей Божественного Плана».

Для направления и поддержки этой работы, Хранитель назначил «Десниц Дела Божьего», выдающихся бахаи на каждом континенте, которых он позже назвал «главными распорядителями зарождающегося Мирового Содружества Бахауллы». Функцией института Десниц Дела заключалась в том, чтобы направлять инициативы по распространению Учения Бахаи, вдохновлять общины, развивать Собрания и помогать их работе, а также обеспечивать моральное лидерство и поддержку верующих. В 1951 году Шоги Эффенди назначил членов Международного Совета Бахаи, который он назвал предшественником Всемирного Дома Справедливости. В 1954 году был также основан институт Вспомогательных Коллегий для оказания помощи Десницам Дела.

Расширение общины бахаи

Для реализации задач Божественного Плана Абдул-Баха — установления Веры Бахаи в каждой земле — Хранитель с первых дней своего служения поощрял и воодушевлял тогда еще сравнительно небольшую группу бахаи на распространение Веры по всей планете. Некоторые сразу отозвались на его призыв. В первых рядах была американская журналистка, Марта Рут, которая пересекла земной шар по меньшей мере четыре раза и принесла весть об Учении Бахауллы бесчисленным душам, в том числе румынской королеве Марии — первой коронованной особе, которая приняла Веру. Шоги Эффенди вел регулярную переписку с Мартой Рут и многими другими людьми, которые решились покинуть свои дома, чтобы распространять Веру.

shoghi-effendi-college
Шоги Эффенди в молодости.

По мере роста количества бахаи и повышения их способности действовать, Шоги Эффенди приводил в действие «Скрижали Божественного Плана» Абдул-Баха, систематически предоставляя инструкций, способствующие росту числа национальных общин бахаи и дальнейшему распространению Веры. К 1953 году призвал бахаи начать то, что он описал как «судьбоносный, пробуждающий души, десятилетний, всемирный Духовный Крестовый Поход». В рамках этой кампании бахаи по всему миру достигли удивительных результатов. К моменту вознесения Абдул-Баха 35 стран были открыты для Веры Бахаи, но только некоторые из них имели прообразы организаций на национальном уровне. Ко времени кончины Шоги Эффенди в 1957 году, бахаи проживали в 219 суверенных государствах, зависимых территориях и крупных островах. К 1963 году было избрано 56 национальных советов, известных как Национальные Духовные Собрания, а также более чем 4500 Местных Духовных Собраний, и бахаи проживали в более чем 15000 населенных пунктах.

Всемирный Центр Бахаи

shoghi-effendi-monument-gardensШоги Эффенди тонко чувствовал гармонию и самостоятельно разработал планировку великолепных садов на горе Кармель.

В годы своего служения Шоги Эффенди в Святой Земле начал процесс создания Центра Веры, которая уже охватывала весь мир, превозмогая, как часто казалось, непреодолимые материальные препятствия.

Среди многих задач, стоящих перед ним, одна была особенно весомой — защитить Усыпальницу Бахауллы, здания и земли, примыкающие к ней. В том числе было важно сохранить право собственности на землю и украсить ее окрестности, чем он так же занимался до конца своей жизни.

В Хайфе он курировал строительство надстройки Усыпальницы Баба на горе Кармель, которая, украшенная золотым куполом, стала известна как «Королева Кармель». Он заложил великолепные сады вокруг обеих Усыпальниц и приобрел, восстановил и украсил многие другие места, связанные с историей Веры.

Для того, чтобы создать условия для функционирования Всемирного Административного Центра Веры на горе Кармель, Шоги Эффенди обозначил Дугу на склоне горы, вокруг которой со временем должны были расположиться здания международных институтов Веры Бахаи. Строительство первого из них, здание Международного Архива, было завершено незадолго до его кончины.

Кризисы и победы

Во времена служения Шоги Эффенди международное сообщество бахаи, развитие которого он направлял, проходило через многочисленные испытания: нацистская власть преследовала немецких бахаи; несколько бахаи были арестованы и допрошены в Турции; обширная община в Ашхабаде испытывала последовательное преследование со стороны советских властей в 20-30-е годы — а в последствии была репрессирована; в Иране возрастало противодействие Вере; дом Бахауллы в Багдаде был захвачен и отсутствовала возможность получить его обратно.

shoghi-effendi-in-bahjiПоздняя фотография Шоги Эффенди, осматривающего сады в Бахджиі.

С характерным для него спокойствием и пониманием Шоги Эффенди видел потенциальные возможности для триумфа во всех кризисах, через которые проходили бахаи. Например, в Египте суд вынес серию решений, которые, хотя на первый взгляд казались неблагоприятными, были восприняты Шоги Эффенди как признание независимого характера Веры Бахаи. Помогая сообществу бахаи принимать меры в национальных судах и на международной арене для защиты своих основных прав, он также объяснял, как можно видеть в происходящих трудностях возможности для последующего продвижения работы Веры.

Смерть Шоги Эффенди

Несмотря на огромное бремя ответственности и обязанностей, Хранитель посвящал все свободное время, которое он мог выделить, встречам с паломниками как с Востока так и с Запада, посещающими Святую Землю. Он встречался с ними, воодушевлял и направлял их действия, делился новостями о прогрессе общины бахаи во всем мире.

В ноябре 1957 года, во время визита в Лондон с целью покупки мебели и украшений для зданий и садов Всемирного Центра Бахаи, Шоги Эффенди внезапно заболел и скончался в возрасте 60 лет. Это вызвало глубокую скорбь бахаи всего мира. Он был похоронен на кладбище Нью-Саутгейт в северной части Лондона. Сегодня это место молитвы и размышлений для посетителей со всего мира.