ПРИРОДА ДУШИ

УЧЕНИЕ БАХАИ

«Истинно говорю Я, душа человеческая есть по сути своей одно из знáмений Божиих, таинство из Его таинств. Сие — могущественное знáмение Вседержителя, глашатай, возвещающий реальность всех Божиих миров. В глубине ее сокрыто то, что мир ныне совершенно не в силах постичь». – Бахаулла

Душа берет свое начало в духовных мирах Бога. Она возвышена над материей и физическим миром. Бытие человека начинается в момент зачатия, когда душа обретает связь с эмбрионом. Однако эта связь не материальна — душа не входит в тело, не покидает его и не занимает физического пространства. Душа не принадлежит материальному миру, и ее связь с телом подобна связи света с зеркалом, отражающим его. Свет, появляющийся в зеркале, не находится внутри него, он исходит от внешнего источника.

Подобным же образом душа не находится внутри тела. Между душой и телом существует особая связь, и вместе они составляют человека.

Между душой и телом, которые вместе составляют человека, существует особая взаимосвязь. Эта взаимосвязь действует только во время земной жизни. Когда взаимосвязь обрывается, душа и тело возвращаются к своим началам: тело — в мир праха, душа — в духовные миры Бога. Душа, происходящая из духовных царств, созданная по образу и подобию Божиему и способная обретать Божественные качества и небесные свойства, после отделения от тела продолжает свое развитие в вечности.

«Ты спрашиваешь Меня о природе души. Знай воистину, что душа есть знáмение Божие, небесный самоцвет, чью сущность не смогли постичь даже самые знающие из людей и в чью тайну не в силах проникнуть ни один ум, каким бы проницательным он ни был. Из всего творения она первая провозглашает совершенство Творца своего, первая признает славу Его, крепко держится правды Его и склоняется пред Ним в обожании. Если душа верна Богу, она отразит свет Его и в конце концов возвратится к Нему. Если же она не сумеет сохранить верность своему Творцу, то станет жертвой себялюбия и страстей и неизбежно погибнет в их пучине». – Бахаулла

«В начале своей жизни человек был зародышем в материнском чреве. Там он получил качества и способности, нужные для человеческого существования. В этих ограниченных условиях ему даны были силы, необходимые для этого мира. В этом мире ему нужно зрение — он получил его еще в том мире. Ему нужен слух — он приобрел его там, готовясь к новому существованию. Силами, необходимыми в этом мире, он был наделен в материнском чреве…
Посему в этом мире человеку надлежит подготовить себя к жизни будущей. Все, что понадобится ему в мире Царствия, должно быть обретено на земле. Подобно тому, как в утробе матери он готовил себя, обретая свойства, необходимые для этой сферы бытия, так и в этом мире человек уже должен обрести качества, необходимые ему для существования в царстве духа».
– Абдул-Баха

«А теперь о твоем вопросе относительно души человеческой и жизни ее после смерти. Знай воистину, что душа, расставшись с телом, продолжает свое развитие, пока не достигнет Божиего присутствия в таком образе и состоянии, на кои не повлияют ни круговорот эпох и столетий, ни превратности и судьбы мира сего. И пребудет она столько, сколько пребудет Царствие Бога, Его владычество, Его господство и власть. Она раскроет знамения и качества Его и явит милосердие Его и благодеяния». – Бахаулла

«Цель, с коей Бог сотворил человека, заключалась и вечно будет заключаться в том, чтобы позволить ему познать своего Творца и достичь Его Присутствия. О сей наивозвышенной цели, о сем верховном замысле недвусмысленно свидетельствует всякая небесная Книга, всякое боговдохновенное и ясное Писание. Кто признал Рассвет Божественного Водительства и достиг Его священного двора, тот приблизился к Богу и достиг Его Присутствия — Присутствия, кое и есть истинный Рай; высочайшие же обители небес не более чем символ его… Тот же, кто не признал Его, обрек себя на муки отдаления — отдаления, кое есть не что иное, как полное ничто и воплощение адского огня. Такова участь его, хотя внешне он может занимать почетнейшие места на земле и восседать на ее высочайшем престоле». – Бахаулла

«Сотворив мир и все, что живет и движется в нем, пожелал Он Своей верховной неограниченной Волей наделить человека единственным в своем роде отличием — способностью познавать и любить Его, способностью, кою следует считать источником животворной силы и главным замыслом Его творения… На сокровенную природу каждого из созданий излил Он свет одного из Своих имен и наполнил ее славой одного из Своих качеств. Сущность же человека сделал Он средоточием света всех имен и качеств Своих и отражением Самого Себя. Из всех творений лишь человек был удостоен столь великой милости и столь непреходящего дара». – Бахаулла

«Силы сии, что были пожалованы природе человека Дневным Светилом Божественных щедрот и Источником небесного водительства, дремлют, однако, внутри его, подобно тому, как пламя таится в свече и лучи света скрыты в лампе. Мирские страсти могут затмить сияние таковых сил подобно тому, как солнечный свет тускнеет, упав на покрытое пылью и сором зеркало. Ни свеча, ни лампа не могут загореться сами; так и зеркалу никогда не освободиться самому от покрывающего его праха». – Бахаулла