БАБ

Баб — Предвестник веры Бахаи

В середине XIX столетия, одного из самых бурных периодов мировой истории, молодой купец объявил, что принес послание, которому суждено преобразовать жизнь человечества. Это произошло в Персии (территория современного Ирана), переживающей повсеместный нравственный упадок. Его звали Сейид Али-Мухаммад. Он принял титул «Баб», что в переводе с арабского означает «Врата». Его миссия, продлившаяся всего лишь шесть лет, заключалась в том, чтобы подготовить путь для прихода Бахауллы — Богоявления, Которое положит начало эпохе мира и справедливости, обещанной во всех мировых религиях.

Призыв Баба к духовному и нравственному преобразованию был поистине революционным. Его послание взволновало общество, стремительно привлекая тысячи последователей. Он основал Свою самостоятельную религию, вдохновляя Своих последователей на изменение жизни и свершение великих героических поступков.

«Его жизнь представляет собой один из великолепнейших примеров мужества, когда-либо увиденного человечеством…» — А.Л.М. Николя

Поиск Обетованного

Середина XIX века была одним из самых бурных периодов в мировой истории. Бушевали великие революции. В Европе и Северной Америке ряд устаревших социальных структур и связанные с ними взаимоотношения между людьми получили внезапный и беспрецедентный удар из-за нововведений в области экономики, сельского хозяйства и промышленности. В то же время во всем мире последователи различных религий начали осознавать, что человечество стоит на пороге кардинальных изменений, нового этапа в своем развитии. Многие готовились к неминуемому приходу Обетованного и горячо молились о том, чтобы узнать Его.

Молодой богослов мулла Хусейн был одним из таких людей, видевших смысл своей жизни в поиске Обетованного. После продолжительного периода размышлений и молитв искания привели его в Шираз. Вечером 22 мая 1844 года, когда он приблизился к городским воротам, его встретил сияющий от радости молодой человек в зеленой чалме*. Незнакомец приветствовал муллу Хусейна как старого знакомого.

«Юноша, встретивший меня за воротами Шираза, осыпал меня знаками любви и нежной доброты,— вспоминал впоследствии мулла Хусейн.— Он сердечно пригласил меня к Себе домой, предлагая мне отдохнуть после утомительного путешествия».

tehranДом Баба в Ширазе, где Он объявил о Своей миссии 23 мая 1844 г. (в настоящее время разрушен).

Они провели всю ночь в разговорах. Мулла Хусейн был поражен, обнаружив, что каждая из черт, которыми должен был обладать Обетованный, были присущи этому молодому человеку. Перед расставанием ранним утром следующего дня Сейид Али-Мухаммад обратился к нему с такими словами: «О ты, первый из уверовавших в Меня! Истинно говорю, Я есмь Баб, Врата Божии… Восемнадцать душ должны добровольно и независимо друг от друга принять Меня и признать истину Моего Откровения». Мулла Хусейн был поражен словами, которые изливались из уст Баба той ночью.

В течение нескольких недель после возвещения Баба еще семнадцать человек, независимо друг от друга, признали Его положение, а затем, презрев удобство и безопасность своего прежнего образа жизни и отказавшись от всех своих привязанностей, отправились распространять Его учение. Эти первые восемнадцать последователей Баба стали известны как «Буквы Живого».

Одна из них, поэтесса Тахире, впоследствии сыграла ключевую роль в разрыве с прошлым миропорядком, подняв свой голос в защиту духовного и интеллектуального равенства между женщинами и мужчинами. Последним был самый молодой из них, удостоенный звания «Куддус», что означает «Пресвятой», впоследствии явил такую преданность и такое мужество, которые сделали его самым почитаемым среди всех Букв Живого.

Миссия Баба

Родившись в Ширазе, городе на юге Ирана, 20 октября 1819 года, Баб с самого рождения выказывал мудрость. «С Ним нельзя вести себя как с обыкновенным ребёнком,— говорил Его школьный учитель,— Он не нуждается в таких учителях, как я». В годы Своей юности Баб явил такие знаки силы и величия, которые никто не мог оспорить.

Вскоре после того как восемнадцать первых человек признали истинность Откровения Баба, Он вместе с одним из Своих учеников отправился на паломничество в Мекку и Медину, где публично провозгласил Свое послание, основной целью которого было донести до людей тот факт, что начался новый период в истории человечества, когда будет достигнуто единство всего рода человеческого и будет построена мировая цивилизация, процветающая как материально, так и духовно. Это произойдет под влиянием вдохновленного свыше Наставника, которого Баб называл «Тот, Кого явит Бог». А Его собственная миссия, как объявил Баб,— возвестить пришествие этого обещанного Богоявления. Баб разъяснил, что новое Богоявление откроет эпоху мира и справедливости, обещание которой содержится в каждой религии. Баб поручил Своим последователям распространять это послание по всей стране и готовить людей к долгожданному дню.

Послание Баба пробудило надежду и радость среди людей самого разного положения и образа жизни. Хотя ряд видных мусульманских священнослужителей приняли Баба, многие другие воспринимали Его растущее влияние как угрозу своим привилегиям и своей власти. Многие муллы полагали, что проповедуемое Бабом расширение прав и возможностей людей вряд ли окажется совместимо с привычной им атмосферой религиозного фанатизма. Они осудили учение Баба и вознамерились уничтожить и Его Самого, и всех Его последователей. Волнениями были охвачены мечети и богословские школы, улицы и базары по всей стране.

tehranРуины горной крепости Мах-Ку, где Баб находился в заточении.

В результате Баб был изгнан из родного города и вынужден был переезжать с места на место, затем Его арестовали и несколько раз переводили из одной тюрьмы в другую. Но ни один из планов, разработанных Его врагами, не смог помешать распространению Его влияния. В каждом месте, куда Его изгоняли, Он оказывал мощное влияние на окружающих, вызывая восхищение Своими личными качествами как простых горожан, так и представителей светской власти. Бездушные тюремные начальники и охранявшие Баба солдаты становились Его последователями. Все попытки властей уничтожить учение Баба, только разжигали еще больший интерес к Нему. Через некоторое время популярность Баба выросла до такой степени, что ряд видных священнослужителей обратились к правительству с требованием казнить Его. Бабиды, потерявшие связь со своим духовным Лидером, смело защищали свою веру и противостояли попыткам их полного уничтожения. Тысячи Его последователей — мужчин, женщин и детей,— были преданы жестоким пыткам и зверски умерщвлены.

Казнь Баба

В 1850 году мирза Таки-хан, великий визирь шаха Насир-ад-Дина, приказал казнить Баба. Когда 9 июля охранники пришли в тюремную камеру, чтобы отвести Его на место казни, Баб сказал им, что «никакая земная власть» не сможет заставить Его замолчать, пока Он не закончит диктовать Своему секретарю то, что Он должен был успеть сказать. Тысячи людей собрались на крышах домов, выходивших на казарменную площадь в городе Тебризе, где должен был произойти расстрел Баба. В невыносимую полуденную жару Его подвесили на веревках к стене казармы, связав вместе с одним молодым человеком, Его последователем, который попросил принять смерть вместе с Ним. Полк из 750 солдат открыл огонь, сделав, в общей сложности, три залпа. Когда пороховой дым рассеялся, оказалось, что у стены остался стоять только Его последователь, живой и невредимый, а Баба не было. Веревки, на которых их подвешивали, были перебиты пулями. Через некоторое время Баба обнаружили в Его камере, где Он завершал прерванный разговор со Своим секретарем.

«Теперь вы можете приступить к тому, что намеревались сделать»,— сказал своим тюремщикам Баб. Его опять вывели на площадь. Однако полк, стрелявший в первый раз, отказался делать это вновь. В итоге было вызвано другое подразделение, и эту задачу приказали выполнить им. На этот раз тела Баба и Его молодого последователя были разорваны в клочья. Пыльная буря охватила город, заслоняя свет солнца до самого заката.

В 1909 году останки Баба, оберегаемые Его последователями более полувека, были перевезены на Святую Землю и захоронены на горе Кармель. Сегодня прекрасная Усыпальница Баба возвышается в окружении великолепных садов и фонтанов в сиянии славы. Это место стало символом торжества Дела, которое Он провозгласил среди яростного сопротивления многочисленных врагов. Миллионы людей во всем мире считают Баба вдохновленным свыше Предвестником веры Бахаи и благоговейно обращаются к Его Писаниям, чтобы обнаружить там «блистательный Свет Божий».

«Я — Таинственный Храм, что возвела Десница Всемогущего. Я — Лампада, зажженная в сей нише Перстом Божиим и излучающая неугасимый свет. Я — Пламя того небесного Огня, что горел над Синаем в благословенном Месте и что сокрыт в сердцевине Неопалимой Купины.» — Баб