АБДУЛ-БАХА

 

 

 

Жизнь Абдул-Баха

Вечером 22 мая 1844 года произошел важный момент в истории человечества. В городе Шираз, Иран, Баб объявил о начале нового мирового религиозного цикла.

В полночь того же дня в Тегеране родился ребенок. Бахаулла назвал своего новорожденного сына в честь Своего отца Аббасом. Но, со временем, Аббас стал называть себя другим именем — Абдул-Баха, «Слуга Баха», посвятив Свою жизнь служению человечеству, и стал известен, как совершенный пример Учения Бахауллы.

Детство

Детство Абдул-Баха было привилегированным до того момента, пока не вспыхнули жестокие гонения против последователей Баба, среди которых Бахаулла был наиболее деятельным последователем. Несмотря на Свое знатное происхождение, Бахаулла также не избежал гонений. Страдания Бахауллы, которые Он испытывал в тюрьме (цепи на Его шее были настолько тяжелы, что Он не мог поднять головы) произвел неизгладимое впечатление на Его восьмилетнего сына.

В декабре 1852 года, после четырех месячного заключения, Бахаулла был освобожден и выслан из Ирана со Своей семьей. Они навсегда покидали свою родину. По пути в Багдад, Абдул-Баха страдал от обморожения и тяжелых условий этой изнурительной поездки наравне со всеми.

Вскоре после прибытия в Багдад наступило время еще одного болезненного расставания, последовавшее за отъездом Бахауллы на два года в горы Курдистана. Не имея возможности быть рядом со Своим любимым Отцом, Абдул-Баха занимал Свое время чтением и размышлениями о Писаниях Баба.

Служение Бахаулле

Когда Бахаулла, наконец, вернулся, радости 12-летнего мальчика не было предела. Несмотря на свои годы, Абдул-Баха уже тогда интуитивно признал положение ​​Отца. С этого времени Он становится самым близким помощником Своего Отца и также Его защитником. Еще юношей Он выказывает удивительную проницательность и способность различать людей и берет на себя труд беседовать с многочисленными посетителями Отца.

В то время Аббас был частым посетителем мечетей, где Он обсуждал теологические проблемы с богословами и учеными, хотя Он никогда не посещал школы и единственным Его учителем был Отец. В одном из комментариев, написанном еще в подростковом возрасте, Он уже тогда демонстрировал не только Свои глубокие знания и понимание, но и поразительное мастерство языка. На протяжении всего периода изгнания Бахауллы: в Багдаде, Адрианополе, Константинополе и Акке, Абдул-Баха был Его неизменным спутником, а также взял на себя бремя различных переговоров с гражданскими властями.

abdul-baha-as-young-man
‘Абдул-Баха в молодости, сфотографирован во время
изгнания Своего Отца в Адрианополь, 1863-1868.

Во время изгнания Бахауллы в Акке, Абдул-Баха продолжал защищать Своего Отца, заботиться о Его последователях, поддерживать больных и бедных в городе, и отстаивать Свою позицию в вопросах правосудия в общении с грубыми и жестокими тюремщиками, враждебными чиновниками. Щедрость духа Абдул-Баха, Его самоотверженное служение и неукоснительное соблюдение моральных и духовных принципов расположили к Нему окружающих, и, со временем, вызвали уважение даже самый черствых врагов.

Центр Завета

В Своей Наисвятейшей Книге, Бахаулла установил Завет со Своими последователями, предписывающий им обратиться после Его смерти к Абдул-Баха, Которого Он описывает как «Того, Кого назначил Бог, Кто есть Ветвь от Древнего Корня.» Положение Абдул-Баха, как Центра Завета, было также установлено в других Писаниях, в том числе в Завещании Бахауллы.

После вознесения Бахауллы, Абдул-Баха нес ответственность за развитие общины бахаи, в том числе за распространение Веры Своего Отца на новых территориях, в частности в Северной Америке и Европе. К Нему стекался постоянный поток паломников с Востока и Запада, Он поддерживал обширную переписку с бахаи со всех уголков мира и другими людьми, которые интересовались Верой. В Своей ежедневной жизни в Акке Абдул-Баха показывал пример своими поступками и служением окружающим.

Завидуя влиянию Абдул-Баха, Его младший сводный брат — Мирза Мухаммад Али — пытался подорвать авторитет Абдул-Баха. Усилия, направленные на разжигание новых подозрений относительно Абдул-Баха со стороны и без того враждебных властей, привели к тому, что ограничения, смягченные за предыдущие годы, были снова ужесточены. Хотя эти атаки и вызвали большую боль Абдул-Баха и Его верных последователей, они не смогли причинить долговременный ущерб единству общины или распространению Веры Бахаи.

Путешествие на Запад

Уже в 1907 году Абдул-Баха начал перевозить свою семью в Хайфу, через залив от Акки, где был построен дом у подножия горы Кармель. В 1908 году беспорядки в османской столице завершились революцией младотурков. Султан освободил всех религиозных и политических заключенных империи и, после десятилетий лишения свободы и ссылки Абдул-Баха обрел свободу.

Несмотря на огромные трудности, происходила работа над строительством Усыпальницы Баба, на склоне горы Кармель, в месте, указанном Самим Бахауллой. В марте 1909 года Абдул-Баха наконец смог поместить останки Баба в Усыпальнице.

В следующем году Абдул-Баха покинул Хайфу для поездки в Египет, где Он оставался в течение года, проводя встречи с дипломатами, представителями интеллигенции, религиозными лидерами и журналистами. В конце лета 1911 года он отплыл в Европу, где остановился на французском побережье, в Тонон-ле-Бен, перед поездкой в ​​Лондон.

abdul-baha-ss-celticАбдул-Баха на борту парохода «С.С. Келтик», во время отплытия из Нью-Йорка в Ливерпуль, Англия, 5 декабря 1912 года.

10 сентября 1911 года, с амвона церкви города Темпл в Лондоне, Абдул-Баха первый раз в своей жизни произнес публичную речь. Весь следующий месяц Его пребывания в Англии был наполнен неустанной деятельностью, освещенной Учением Бахауллы и их применению ко многим современным вопросам и проблемам, посредством публичных речей, встреч с представителями прессы и общению с отдельными лицами. Дни в Лондоне, а затем в Париже, установили распорядок, которому Он в последствии следовал на протяжении всех своих путешествий.

Весной 1912 года Абдул-Баха отправился в США и Канаду, где он провел следующие девять месяцев. Он проехал от побережья до побережья, выступая перед различными аудиториями, встречаясь с людьми всех рангов и положений. В конце года Он вернулся в Великобританию, а в начале 1913 года переехал во Францию, а затем посетил Германию, Венгрию и Австрию, и в мае этого же года отплыл в Египет, а 5 декабря 1913 года в Святую Землю.

abdul-baha-parisАбдул-Баха и Его спутники возле Эйфелевой башни в Париже, 1912 год.

Путешествия Абдул-Баха на Запад в значительной степени способствовали распространению Учения Бахауллы и созданию прочных общин бахаи в Европе и Северной Америке. На обоих континентах Он был очень тепло встречен различными уважаемыми представителями общественности, обеспокоенными состоянием современного общества, преданными таким вопросам, как мир, права женщин, расовое равенство, социальные реформы и нравственное развитие.

Послание, которое нес Абдул-Баха во время своих путешествий, было о том, что давно обещанное время для объединения человечества пришло. Он часто говорил о необходимости изменения социальных условий и создания международных политических инструментов, необходимых для установления мира. Эти изменения не были достигнуты, и менее чем через два года Его предупреждения о вероятности всемирного конфликта стали реальностью.

Мировая война

Когда началась Первая мировая война, связь Абдул-Баха с бахаи за пределами Святой Земли была почти полностью потеряна. В период войны Он посвятил Свое время служению с целью обеспечения материальными и духовными потребностями людей в Хайфе и Акке, лично организуя обширные сельскохозяйственные работы и предотвращая голод среди населения. В апреле 1920 года Он был удостоен рыцарского звания Британской империи за Его служение народу Палестины.

В годы войны Абдул-Баха написал одну из самых важных работ периода Своего служения: четырнадцать посланий, известных под общим названием «Скрижали Божественного Плана», адресованных бахаи Северной Америки, с описанием духовных качеств и изложением практических действий, необходимых для распространения Учения Бахаи по всему миру.

Заключительные годы

В преклонные годы Абдул-Баха оставался удивительно энергичным. Он выказывал любящую заботу не только бахаи в Хайфе, но и всей расцветающей международной общине. Его письма несли руководство, поддерживающее глобальные усилия по созданию основы ее развития. Его общение с потоком паломников в Святую Землю давало дополнительную возможность направлять и воодушевлять верующих во всем мире.

funeral-abdul-baha-mournersПохороны Абдул-Баха в Хайфе, ноябрь 1921 года.

Когда, 28 ноября 1921 года, Он вознесся в возрасте 77 лет, более десяти тысяч скорбящих, представляющих многочисленные религии, пришли почтить Его память. В речах, отдающих дань почтения Его личности, Абдул-Баха превозносили, как Того, Кто привел человечество на «Путь Истины» и называли «столпом мира» и воплощением «славы и величия.»
Останки Абдул-Баха покоятся в одной из комнат Усыпальницы Баба на горе Кармель.